Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
20 centuries. Many ethnographic descriptions of this period show contradictive characterizations of social features and relationships of the Sami with their neighbors. The vestiges of the clan system of the Sami have to be analyzed to resolve this problem. Key words: the Kola Sami, interethnic relationship in the Kola North, clan system, blood relationship, tribal lands, common low. Общественное устройство саамов является одним из популярных объектов этнографического описания, начиная со второй половины XIX в. и заканчивая работами современных исследователей [Лукьянченко, 1971; Куропятник, 2003; Кучинский 2010, 2011; Виноградова, 2008 и др.]. Тем не менее, исследователь саамской этнографии Н.Н.Волков считал, что вопросы организации общественной жизни являются наиболее сложными и наименее изученными в саамоведении [Волков, 1996: 50]. Действительно, авторы этнографических источников XIX - начала XX вв., обращаясь к теме социальных отношений у кольских саамов, в основном сосредотачивали свое внимание на ограниченном ряде тем: степени социальной активности саамов, их взаимоотношениях с соплеменниками и соседними народами (главным образом, с русскими), уровне развития преступности в их среде - именно эти аспекты представляли интерес для российских этнографов в свете построения межэтнических контактов при освоении Кольского края. Вместе с тем вопросы социального устройства, касающиеся внутренней жизни саамов (пережитки родового строя, обычное право), оставались, как правило, вне поля зрения исследователей саамской этнографии, за исключением узкого круга специалистов - А.Я.Ефименко, Н.Н.Харузина, В.Н.Львова. Российские этнографы дореволюционного периода в целом невысоко оценивают уровень социального развития саамов. При этом, по всей видимости, говоря об особенностях их общественной жизни, авторы ограничиваются характеристикой коммуникативных качеств, не ставя перед собой задачи представить общую картину системы социальных отношений у саамов Кольского полуострова. Так, исследовательница обычного права у кольских саамов А.Я.Ефименко пишет, что «в своей семье, семье Финских народов, Лопари занимают в социальном отношении последнее место. Из всех Финских племен это самое забитое, загнанное в один из отдаленнейших уголков Европы, до сих пор сохранившее еще полукочевой быт» [Ефименко, 1878: 8]. Некоторые бытописатели подвергают сомнению способность саамов полноценно функционировать в системе социальных связей. По мнению финского ученого М.Кастрена, который, очевидно, отталкивается от европейской модели общественных отношений, «лапландец от природы лишен склонности к удовольствиям, к общественным увеселениям, и вообще к жизни общественной» [Кастрен, 1860: 73]. Эту же точку зрения разделяет мурманский рыбопромышленник, секретарь Архангельского общества изучения Русского Севера Г.Ф.Гебель, который отмечает следующее: «У лопаря не встречаешь никакого следа интереса к общему благу. Соседям весьма мало известно о быте соседей, о их страданиях, о их радостях» [Гебель, 1909: 7]. 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz