Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))

История культуры семей демонстрирует различия в религиозном поведении представителей разных поколений. В частности, по высказываниям информантов, можно наблюдать такое известное явление, как усиление или даже обретение религиозности с возрастом. Оно касается старших в семье. Например, по воспоминаниям N2, первоначально религиозных традиций придерживалась только бабушка, потом, по достижении старости - мама, теперь и сама информант. Отец N19 был коммунистом, но «перед тем, как он ушел <умер>, он принял православную веру» (N19). Такое поведение, во-первых, свидетельствует о том, что духовные проблемы жизни и смерти становятся актуальными с осознанием приближения к порогу жизни. Во-вторых, оно соответствует функции старшего поколения: быть «носителями традиций». Данное явление обозначается этнографами как «регрессивное движение старшего поколения к консервативным, этнически специфичным формам духовной культуры» [Бочаров, 2000; Вахтин, 2001:261]. Большинство информантов родились и воспитывались в национально- смешанных семьях. Из двадцати одного информанта лишь шестеро происходят из эндогамных семей финнов-ингерманландцев. Все эти семьи были созданы до Второй мировой войны, только родители N5 поженились сразу после войны. В результате миграций и дисперсного расселения финнов в послевоенный период браки становятся гетерогенными. В отрыве от исконных мест проживания в период атеистической пропаганды, гонений на церковь, когда лютеранские храмы везде были закрыты, почти невозможно было получить религиозное воспитание. В создавшейся ситуации традиции финской лютеранской церкви в семьях пытались сохранить, прежде всего, женщины, чаще всего бабушки, если таковые имелись. Следование тем или иным традициям зависело от культурно-политической лояльности семьи, ее ролевой структуры и преобладающего влияния тех или иных членов группы, стиля воспитания. Интервью показали, что из всех информантов только одна (N2) придерживается лютеранского вероисповедания. Это связано со строгим семейным воспитанием, которым занималась бабушка, соблюдавшая лютеранские традиции. В старости и мама N2 стала постоянно читать молитвы по-фински. И сама информант, когда появляется такая возможность, ходит на службу в лютеранскую церковь (благо понимает финский язык). Что касается других пяти информантов из моноэтнических семей ингерманландцев, то N1, видимо, далек от религии и женат оба раза был на русских; N3 в раннем детстве осталась без матери и бабушки, а папе было не до соблюдения традиций; N4 - круглая сирота, воспитывалась в детском доме, что исключило семейную культурную преемственность; в семье родителей N5 лютеранские традиции соблюдались, а в собственной нет, приблизительно такая же ситуация и в семье N20. Сказались оба фактора: советское атеистическое воспитание и браки с русскими мужьями. Подводя итоги, можно сделать вывод, что сохранность финских религиозных традиций зависела, в первую очередь, от культурной политики семьи, которая, в свою очередь, определялась совокупностью объективных и субъективных факторов, главными из которых следует признать советское антирелигиозное воспитание, культурное окружение и личную заинтересованность в определенной культурной идентификации. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz