Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
«Когда отца хоронили, то мне его товарищи <финны> сказали, что его неправильно похоронили. Нужно было по-другому. А я ничего этого не знала, и мама мне ничего не сказала» (N11); «Родители и старший брат были похоронены по лютеранскому обычаю. Мама умерла весной, ее отпевал пастор. На нем была такая интересная ряса из толстого сукна бело-зеленого цвета» (N2). Заметим, что, судя по высказыванию, для информанта этот обычай является уже не столько частью собственной культуры, сколько культурно дистанцированной этнографической подробностью. Есть показательные детали поминальной обрядности. В частности, еда и питье у могилы всегда выступают признаками исключительно русской (православной) культуры и в этом качестве так или иначе оцениваются представителями ино- или гетероэтнических семей [Разумова 2011:12]. «Мы не пили и не ели на кладбище на Троицу, как русские. Стол накрывали дома» (N3). По рассказам информантов можно судить о факторах, которые способствовали трансформации семейных религиозных практик. Одним из основных признается «воспитание в духе атеизма». Это свидетельствует о том, что семейная социализация уступала место общественной. Влияние официальной идеологии в подавляющем большинстве случаев преодолевало семейные культурные традиции. Они либо существовали на правах «подпольных», либо уходили из бытования по мере эмансипации молодежи. Особенно это коснулось N4, которая воспитывалась в детском доме. Такая траектория обычна: под влиянием атеистического образования многие становились неверующими. Вторым, равным по силе действия, фактором оказались браки с православными и атеистами. В отдельных случаях они приводили к принятию «другой: веры»: «Православные, потому что жили с карелами» (N7). В иных случаях, которые встречаются чаще, создание гетероэтнической семьи сопровождалось деактуализацией всего, что имеет отношение к религиозной сфере: «Уменя родители разной веры, поэтому мы никаких праздников не отмечали. И я ничего не знаю» (N11); «Папа в церковь не ходил. Да и мама, собственно говоря, не ходила. Только, когда постарше стала, стала молиться. А папа нет. Он никогда не говорил, что верю или, что не верю. Он как-то нейтральным был» (N18). По мере секуляризации семейной культуры соблюдение или несоблюдение каких-либо церковно-религиозных норм было отдано на усмотрение бабушек. В смешанных семьях, как и в моноэтнических (в частности, русских), крещение детей осуществлялось почти исключительно по их инициативе: «Якрещен бабушкой <русской>, когда маленьким был. Так что крестику меня православный» (N21). (лютеране нательных крестиков не носят). Если семья не отказывалась от религиозности, практиковалось венчание по православному обряду. Например, N6 в интервью подчеркнула, что ее родители венчались. В семье N2 произошла история, которая призвана 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz