Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
В семье N20 хранительницами религиозных традиций были тети, незамужние сестры рано умершей матери: «... после революции ходили свободно за границу <на территорию Финляндии>. Они <тетки> в церковь туда ходили. Тетя читала молитвы на финском. В православную церковь не ходила» (N20). В семье N14 в настоящее время только бабушка (финка) придерживается лютеранских традиций, все остальные в семье - православные. Во всех случаях, «ответственность» за религиозную ориентацию и соответствующую культурную политику семьи возлагается на бабушек. Как вспоминал N12: «Не знаю почему, но бабушка была атеистом. И, кажется, она даже не была крещена». Именно поэтому, считает информант, никакие религиозные обычаи не соблюдались. В целом же, только в одной из рассмотренных семей бабушке (N2) удалось привить своим внукам лютеранские традиции. Кроме того, соблюдение традиций закономерно ассоциировано со старшими в семье. В некоторых семьях, где финнами были отцы, религиозные праздники по Григорианскому календарю отмечались до тех пор, пока они были живы: «Рождество отмечали 25 декабря, у нас елка была, игрушек тогда никаких не было, сами мастерили, из бумаги клеили. Папа всегда считал за большой праздник» (N6); «Когда был жив отец, отмечали лютеранское Рождество» (N10); «Отец всегда 25 декабря отмечал Рождество. И православное отмечал. Он все отмечал» (N21). Лютеранские традиции информанты связывают, прежде всего, с соблюдением праздников по Григорианскому календарю: «Рождество 25 декабря отмечали» (N1); • с чтением домашних молитв на финском языке: «Бабушка читала молитвы по-фински» (N14); «Тетка <которая воспитывала N20 после смерти матери> читала молитвы по-своему <по-фински>. У нас молитвенник такой старинный есть. А у сестры Библия финская, Евангелие сохранивши» (N20); • с посещением кирхи (N2 посещает службы в Санкт-Петербурге на Б.Конюшенной, в Пушкине и в Финляндии, когда у нее появляется такая возможность). Кроме того, с религиозной принадлежностью ассоциированы ритуалы семейно-обрядового цикла. Крещение по лютеранскому обряду осуществлялось в семьях N1, N2: «Мама, когда мой сын был еще маленьким, пригласила какую-то религиозную бабушку (тогда пасторов не было), и она крестила сына по лютеранскому обычаю, читала над ним специальные молитвы» (N2). В остальных семьях крещены по лютеранскому обряду были только родители-финны. Этно- и религиозно-идентифицирующими признаками служат отдельные детали погребения: «Если русские покойника головой кладут на восток, то мы наоборот, крест ставят в ногах, у нас в голову» (N5); 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz