Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))

для собраний. На юге Мурманской области в г.Кандалакше занимался миссионерской деятельностью настоятель финского прихода г.Кемиярви Лассе Марьекорпи. В конце 1999 г. в Мурманск со всей семьей приехал направленный на постоянное служение дьякон Александр Волчок, окончивший семинарию Церкви Ингрии в Колтушах. В 2001 г. с помощью Всенорвежской Саамской Миссии удалось собрать средства на покупку приходского помещения. В 2006 г. в Мурманске появился второй пастор финской церкви - Пааво Кортениеми. В 2007 г. в Мурманской области в пос.Ревда начал свое существование еще один лютеранский приход, взявший имя «Святой Марии» [Волчок в]. Таким образом, на территории Мурманской области в настоящее время имеются два прихода, которые входят в Карельское пробство [Дыба, 2010: 160]. Лютеранские традиции у представителей современных кольских семей с финской родословной Значительная часть переселенческих финских семей в прошлом придерживались лютеранских традиций. На это указывали сами информанты (например, N1, N2, N4, N5, N6, N10, N11, N20, N21)1. Как правило, религиозные традиции поддерживались в семьях старшими женщинами: бабушками или матерями. Так, в семье N2 хранительницей традиций была сначала бабушка, после ее смерти - мама, в семье N5 - мама, в семье N14 - бабушка, в семье N20 - тетя, сестра матери, так как мать умерла совсем молодой. В некоторых семьях, где бабушки, матери были карелками или русскими, соблюдались до известной степени только православные традиции (N7, N8). Как вспоминает N2, бабушка (мать отца) была очень верующей и старалась пресечь «атеистические» высказывания детей: «Мы сестрой в детстве дразнили бабушку: "А Бога нет, Бога нет ". Бабушка злилась на нас. Схватила меня за руку, даже больно было: "Не говори так никогда!" А сестру и вовсе поленом ударила. Мне тогда шесть лет было, а сестре двенадцать» (N2). Естественно, что дети вели себя так, как их воспитывала окружающая среда («в то время еще был жив Сталин»), Семья же в вопросах соблюдения религиозных традиций занимала позицию, альтернативную официальной. В вербное воскресенье бабушка ставила прутики вербы. В семье отмечали религиозные праздники по Григорианскому календарю, и не только Рождество, традиция которого соблюдалась и в русских семьях, вопреки всем «антирождественским кампаниям» [Душечкина 2012: 234-235]. Для финнов было характерно регулярное чтение Евангелия в семейном кругу [Лескинен, 2004: 182], поддерживалась традиция пения молитв: «Бабушка по воскресеньям надевала торжественную одежду, брала толстый молитвенник и пела на финском языке молитвы. Мотив такой интересный был, очень заунывный. В воскресный день она не работала» (N2). После смерти бабушки хранительницей лютеранских традиций в семье стала мама. 1Шифрами обозначены информанты, список которых с указаниями пола, возраста, мест рождения и жительства приводится в конце статьи. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz