Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))

кто является субъектами исследовательской деятельности, как они себя осознают, как осуществляется поколенная преемственность и одновременно меняются позиции тех, кто занимается историей и т.д. Краеведение - особая область локально закрепленного знания, научность которого вправе подвергаться сомнению. История края (региона, области и т.п.) составляет лишь часть краеведения наряду с естествознанием, географией, экономикой, литературой и другими сферами местной жизни. С одной стороны, краеведение, в том числе историческое, противопоставляется собственно науке в ее «академическом» варианте. В этом случае оно может определяться и рассматриваться через систему оппозиций. Научное знание противостоит краеведческому, как элитарное массовому, профессиональное любительскому, центральное периферийному, общее частному и т.д. Это сказывается на отношении к исследователям, занимающимся местной историей, на их самооценке, заставляет искать и обосновывать альтернативные дефиниции («регионовед»). С другой стороны, очевидно наличие определенного континуума достоверного знания, основанного на фактах, которое добывается или конструируется взаимодействующими участниками. В социальном пространстве, которое занято историческими разысканиями, разнообразны статусы исследователей, определяющие их идентификацию: «краевед», «регионовед», «академический ученый», «историк-любитель» и т.д. Эти позиции могут совмещаться или конфликтовать, быть выраженными в разной степени, выстраиваться в иерархии, меняться и т.д. Опыт развития мурманского исторического краеведения в XX - начале XXI вв. представляется в этом отношении показательным, его можно рассмотреть на основе текстов самих историков. Жанровая принадлежность текстов первостепенного значения не имеет. Это могут быть исторические сочинения, статьи в научной и массовой периодике, учебные книги, мемуары и другие разновидности, тем более что в конкретных произведениях видовые признаки часто сосуществуют. Позиция автора иногда заявлена прямо, через самопрезентацию, а чаще всего о ней свидетельствуют обращения к адресату (целевой аудитории) и тип публикации. Одно из распространенных обозначений работ краеведов - «записки». Оно указывает, прежде всего, на фрагментарность, «несистематичность», краеведческого знания, которое, как правило, концентрируется на отдельных сюжетах. Кроме того, «записки» предполагают относительно свободное, «эпистолярное» изложение, возможность выражения личностного начала, превышения уровня субъективности, литературности и оценочности, по крайней мере, по отношению к условным требованиям «строгой научности». «Записками краеведов» называются не только автобиографические повествования, но периодические и серийные издания, а также сугубо исторические тексты, в которых представлены сюжеты и персонажи местной истории [Русская провинция, 1992; Тунгусов, 2001; Шаханов, 2004; Бахматов, 2009; Шарапов, 2011 и мн.др .]. В исторической литературе Кольского Севера особое место занимают «Записки краеведа» А.А.Киселева, опубликованные в 2000 г. Мурманским книжным издательством1. Книга не только обобщает богатый биографический, 1В дальнейшем ссылки при цитировании текста делаются по этому изданию в круглых скобках. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz