Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))

жизнь переместилась в домашнее пространство. Невзирая на строгий запрет властей, в финских селениях Мурманского побережья люди продолжали праздновать Рождество. Готовились к нему основательно: забивали скот, варили и коптили колбасы, окорока, рыбу, из замороженного впрок молозива пекли пресный сыр-юуусто, привозили хранившиеся в родниках бочонки с морошкой и, конечно же, наряжали рождественскую елку [Локко, 2006]. В период Второй мировой войны на оккупированных советских территориях финские власти стали восстанавливать приходы. Всех детей до 10 лет священники должны были крестить, без этого не выдавались продовольственные карточки. Иногда крещение по православному образцу проводил лютеранский священник в связи с недостатком православных священников. Маннергейм 24.04.1942 запретил насильственное обращение в лютеранство православных жителей оккупированных территорий [Никулина, Киселева, 2009: 281]. История ингерманландских финнов ХѴІІІ-ХІХ вв. демонстрирует возможность сохранения связи религии и этничности, несмотря на проживание в пределах «ненационального» государства. В качестве факторов, способствовавших этому, принято рассматривать компактность проживания, которая обусловила возможности общения на финском языке, а также создание специфически финской инфраструктуры, в которой лютеранские церкви играли одну из ключевых ролей |Яловицина. 2010: 147-148]. В тот исторический период вероисповедание «являлось официальным признаком этнической группы и служило основой административной категоризации людей. По мере того, как собственно этнические признаки культуры размывались, вероисповедание оставалось единственным признаком различия» [Хакамиэс, 2002: 19-20]. Для финнов приверженность к лютеранской церкви служила основой для их этнической самоидентификации [Яловицина, 2009: 441]. С течением времени лютеранские традиции стали утрачиваться. И не только из-за гонений на церковь со стороны советских властей, но и в результате межэтнических браков с православными. В послевоенный период такие браки уже явно доминировали над моноэтническими. С начала 1990-х гг. ситуация стала меняться. Интерес к религии совпал с периодом «этнического возрождения». Это обусловило этноконфессиональную символику обращения к историческому прошлому предков [Яловицина, 2010: 147-148] и способствовало воссозданию церковной инфраструктуры. В первую очередь стали возрождаться финские лютеранские приходы на территории Ленинградской области (Ингерманландии). Поэтому зарегистрированная в 1991 г. лютеранская церковь на территории России взяла себе имя Церковь Ингрии (сокращенное название от Ингерманландии) [Волчок б]. Евангелическо- лютеранская церковь Ингрии выполняет функцию поддержки этнического сознания и содействия национальной консолидации российских финнов [Мусаев, 2010: 168]. В 1990-е гг. началось возрождение и Мурманского лютеранского прихода. Первая регистрация «Прихода лютеран города Мурманска и Мурманской области», принадлежащего в то время Ингерманландской Евангелическо-лютеранской церкви России (в будущем Евангелическо- лютеранской церкви Ингрии), была осуществлена 27 ноября 1992 г. При этом в приходе не было собственного пастора, отсутствовало постоянное помещение 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz