Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))

Историческая справка Как известно, большинство финнов придерживаются лютеранства. Лютеранская церковь возникла вследствие реформационного движения протестантов под руководством Лютера в 1517 г. Финляндия приняла лютеранство в 1526 г., когда в Швеции, в состав которой она входила, была проведена официальная реформация в масштабе страны. Реформация дала финскому народу собственную письменность и содействовала развитию его национальной культуры. В XVI веке был переведен на финский язык Новый Завет, ставший для финнов одновременно и первым букварем. Лютеранская церковь сыграла важную роль в распространении грамотности среди финнов. Для церковной конфирмации, то есть обряда принятия в церковную общину, требовалась элементарная грамотность, умение читать церковные тексты [Киуру, 1998: 45]. Кроме того, лютеранская церковь требовала от своих прихожан грамотности и знания основ религиозного учения как условия бракосочетания [Хакамиэс, 2002: 19] (после 1686 г. к венчанию допускались лишь грамотные молодожены [Бардилева, 2003: 22]). К числу основных религиозных и календарных праздников относят Рождество, Новый год, Богоявление (Крещение), Иванов день [Заднепровская, 2002: 41]. Особое значение в финской лютеранской традиции имеет празднование Иванова дня, сохранившееся до сих пор [Курило, 1997: 107]. До революции финские школы содержались лютеранскими приходами [Энгман, 2008: 310]. Вплоть до 1930-х годов на территориях компактного расселения финнов (в Ленинградской области) существовала сеть лютеранских приходов и церковно-приходских школ. Конфирмационные школы давали юному поколению элементарные знания о христианской вере. На протяжении длительного времени это играло важную роль в сохранении финских этнокультурных традиций [Карху, 1999: 124, 154]. По данным контр-адмирала А.Сиденснера, когда первые финские колонисты появились на Кольском Севере (в Ура-губе) в начале 1860-х гг., они абсолютно не знали русского языка и традиций. Несмотря на малочисленность населения Кольского Севера и на нужды, сопряженные с трудными условиями жизни, переселенцы не забывали о своей религиозной принадлежности. Колонисты, оставившие свою родину и поселившиеся на новых землях, продолжали сохранять веру. В 1874 г. они построили в Ура-губе первую кирху (точнее сказать - часовню) [Бардилева, 2003: 25]. Согласно данным статистической экспедиции 1899 г., все жители-лютеране старше шести лет были грамотны [Материалы..., 1903, 2: 23]. При отсутствии школ обучением детей занимались матери. Один раз в 3-4 года к лютеранам приезжал пастор, но кольские лютеране находили это неудобным и готовы были нести расходы на содержание постоянного пастора в Ура-губе [Материалы..., 1902, 1: 205]. В 1905 г. в Александровске был открыт евангелическо-лютеранский приход во главе с пастором Андреем Густавом Вуотилой, приехавшим из Финляндии на постоянное место жительства [Ушаков, 1994: 141] (по другим данным из Ингерманландии) ([Волчок а]). Ситуация изменилась в конце 1930-х гг. К началу 1939 г. в стране не осталось ни одного действующего лютеранского храма [Мусаев, 2002], пасторы и активные прихожане были расстреляны или сосланы. Поэтому обрядовая 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz