Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
Особое недовольство педагогов связано с увеличением бумажной работы, разного рода отчетности, профессиональным формализмом: «Нагрузка на школьных учителей смещается с собственно обучения к бумажной работе с глупыми требованиями» (Ж., 29 лет). «Татьяне Андреевне Гарбуз восстановили высшую категорию. Ее история - еще один яркий пример прогрессирующей бюрократизации системы образования, где бумажки, конкурсы, аттестации и т.д. важнее Личности (как учителя, так и ученика)» (Ж., 34 года). История с учительницей гимназии № 1 г.Апатиты Т.А.Гарбуз, о которой говорит респондент, достаточно показательна. Педагог со стажем в 44 года не подала вовремя заявление на продление высшей категории, вследствие чего ее лишили высшего разряда и присвоили 12 категорию. Лишь привлечение внимания общественности и протестные акции помогли педагогу восстановить прежний статус. В целом, по автобиографическому опыту учителей можно судить о факторах, способствующих и препятствующих работе школьного педагога. Факторами стабильности оказываются, прежде всего, культурно психологические и микросоциальные: личные качества самого учителя и ближайшее окружение на работе - ученики и коллеги. Деструктирующими являются скорее макросоциальные обстоятельства - бюрократизация, неэффективная политика в образовании в целом, в организации труда в частности. В то же время анализ профессиональных биографий педагогов показывает, что эта социальная группа демонстрирует определенную устойчивость к внешним факторам. Литература 1. Борисова Л.Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере российского учительства 60-90-х гг.). Новосибирск, 1993. 2. Бусырева Е.В. Браки в истории финских переселенческих семей: биографический аспект // Труды Кольского научного центра. Гуманитарная серия. Апатиты, 2012. Вып.З. С. 18-30. 3. Волков А.П. Учительство в социальной структуре российского общества: Социальная динамика и адаптация. СПБ., 2002. 4. Гендин К.М. Реформирование школы в зеркале учительских мнений// Социологические исследования. 1998. № 12. С.90-94. 5. Добрускин К. Социально-психологический портрет учителя // Социологические исследования. 1995. № 9. С.137-141. 6. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург, 2000. 7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2003. 8. Зиятдинова Ф.Г. Престиж профессии учителя // Социологические исследования. 1991. № 8. С.77-81. 9. Ильин В.А., Леонидова Г.В., Шабунова А.А. Социальное положение учительства в России // Социологические исследования. 2012. № 8. С.123- 133. 10. Лисовский В.Т. Человек и общество. Социальные проблемы молодежи // Уч. Зап. ЛГУ, 1969. Вып.УІ. 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz