Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
Данный феномен подробно описал А.Прайнс, который выявил связь между неудовлетворенностью профессиональным ростом, отсутствием профессиональной поддержки коллег с развитием эмоционального «сгорания» [Форманюк, 1994: 58]. Таким образом, противоречия между оценкой собственной компетентности и удовлетворенностью своей профессией могут существенным образом повлиять на изменение профессиональной траектории, вплоть до смены профессии. На основании анализа биографических материалов можно предположить, что одних внутренних предпосылок бывает недостаточно для кардинальной смены профессиональной траектории... К этому должны подключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и социально-культурными условиями педагогической деятельности. У мужчин, занятых в образовательной сфере, движущими факторами профессиональной биографии являются социально-экономические. В целом, для педагогов-мужчин характерна большая пространственная мобильность, чем для женщин. Один из наших респондентов отказался от вакантного места в школе родного города, переехав после окончания института в отдаленную деревню, так как там молодого специалиста обеспечивали жильем. Через три года учебная нагрузка в школе снизилась, и, будучи не в состоянии обеспечивать семью, респондент принимает решение переехать на Север, где на тот момент была возможность получить жилье и стабильную зарплату. Таким образом, социально- экономические факторы в данном случае становятся определяющими в профессиональной биографии. В постсоветском пространстве многие учителя- мужчины вынуждены работать в условиях "плавной адаптации" в поисках источника дополнительного заработка. Так, другой респондент с сожалением рассказывает об учителе-коллеге: «Редчайший человек, пашет сутками, для школы - все. Не ценят. У него есть подработка, он делает рамочки на заказ. За счет этого он держится. Но сейчас деревянные рамочки стали выходить из моды, и бизнес упал...» (М., 45 лет). В современной школе, как отмечают сами педагоги, мало молодежи. Биографии молодых педагогов, стаж работы которых не превышает пяти лет, свидетельствуют о том, что основными мотивами их профессиональной траектории в настоящее время является достижение социального благополучия, для них характерна тактика гибкой смены работы. Как отмечают исследователи, к наиболее важным особенностям, характеризующим современные условия деятельности педагога, относятся ситуации высокой неопределенности, источниками которых выступают динамика внешней среды, развитие школы как организации, процессы ее инновационных изменений, изменение технологий педагогической деятельности. [Педагогическое образование..., 2001: 17]. По данным нашего исследования, наиболее остро происходящие перемены переживают "учителя со стажем". Для них характерно критическое отношение к происходящим процессам, желание завершить профессиональную карьеру. «Пока что работаю на энтузиазме. Когда он закончится - ни в чем себя винить не буду, я уже сделала достаточно» (Ж.,1974 г.р.). «Учитель обязан научить - это его право и обязанность, так вот и сглаживаем углы до поры до времени, там видно будет» (Ж., 1950 г.р.). 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz