Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))

Исследователи доказывают, что российская сельская школа конца XX и начала XXI столетия сохраняет и развивает множественность своих социальных функций, и является, по мнению почти каждого третьего учителя и двух третей родителей, основным центром социального, образовательного, воспитательного, культурного притяжения. [Силласте, 2003: 61] Учитель продолжает оставаться центральной фигурой образовательного пространства. «Выбор или на земле, на ферме либо все-таки школа, это интеллигенты, ну какой-то престиж, это тоже своегорода... затяжной момент, магнит» (Ж., 34 года). Вместе с тем "особое" отношение к представителям профессии, которая связана с трансляцией и поддержанием нормативных образцов в обществе, требует от учителя большой собранности и напряжения в повседневной жизни. «Ядумал, как выйти, как пройти по деревне, чтобы не уронить себя в глазах людей, которые о тебе так думают. Интересно вот это было в деревне» (М., 50 лет). Определенные каноны внешнего вида и поведения, о которых говорит респондент, характерны, в целом, для профессии учителя. Тесное переплетение личного и профессионального пространства учителя накладывает, по оценкам респондентов, отпечаток на манеру поведения, общения не только в школе, но и в быту. На профессиональные биографии педагогов влияет гендерный фактор. Профессиональный рост у женщин нередко осложняется личными обстоятельствами. Переезд семьи, связанный со сменой места работы супруга, часто вынуждает женщину менять профессию. По нашим материалам, для представителей образовательной сферы характерна устойчивость профессионального развития. Смена места жительства, как правило, не приводит к смене профессиональной деятельности. Тем не менее, многофункциональные социальные роли женщины могут влиять на профессиональную траекторию вплоть до отказа от учительской карьеры. «Уйти меня подтолкнула серьезная проблема со здоровьем ребенка. Я понимала, что если не приму решение, то с кем оставлять ребенка по субботам. Муж по командировкам. И поэтому надо либо двадцати давать знания, либо своему ребенку уделять внимание» (Ж., 35 лет). Вместе с тем, у респондента остается ощущение несостоявшейся профессиональной карьеры и самореализации, которые связываются в ее представлении с работой в школе по полученной специальности: «Мысли поменять свою работу на прежнюю меня никогда не оставляют. Неравнодушная я к своей профессии. И теперь со временем я понимаю, да, может быть, там в душевном и материальном плане я получала бы в школе больше. Моя должность сейчас не по мне, она однообразная» (Ж., 35 лет). Исследование биографических траекторий респондентов показывает, что смена профессии в большинстве случаев связана не столько с семейными обстоятельствами, сколько с профессиональными "кризисными моментами". Так, для одного из респондентов оказалась неприемлемой ситуация профессиональной неудовлетворенности. «Вот не надо им [ученикам]... и руки опускаются. Сидишь на уроке и ловишь себя на мысли, что ты засыпаешь, что скучно тебе на твоем собственном уроке... То есть такое состояние неудовлетворенности» (Ж., 44 года). 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz