Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))

учителей, начало работы в школе - один из сложнейших этапов профессиональной биографии. Приведем высказывания респондентов: «Нелегко было первый год, конспект, который хорошо написан, невозможно провести на уроке. Смотрю на опытных учителей, они идут и делают, что надо. А у меня все расползается в разные стороны» (Ж., 47 лет). Анализ биографических траекторий учителей показывает, что важными факторами, способствующими успешной профессиональной адаптации, являются личная мотивация к профессиональному росту и влияние социального окружения. «Я в свою школу пришла, хорошо, все свои. Это очень влияет. Потому что все тебя поддерживают. Тебя все помнят как ученика, во-вторых, дочь коллеги. То есть ты абсолютно свой человек. Очень было легко и комфортно. И не просишь, да помогут» (Ж., 44 года). На основании анализа биографических траекторий наглядно представляется связь между мотивами выбора профессии и дальнейшей профессиональной социализацией. Так, выбор учительской профессии мог определяться желанием повысить свой социальный статус, а полученное образование связывалось с представлениями о территориальной мобильности. Наглядной иллюстрацией может служить профессиональная биография респондента, для которой полученное педагогическое образование и профессия рассматривались, прежде всего, как возможность изменения социального положения: «Выбор или на земле, на ферме либо все-таки школа, это интеллигенты, ну какой-то престиж для станицы той же, где выходишь и идешь с маникюром, с накрашенными губами, глазами, на каблуках, а не с тяпкой, в косынке, это тоже своего рода такое... затяжной момент, магнит» (Ж., 33 года). Проработав несколько лет в сельской школе, респондент принимает решение переехать на Север, где с легкостью находит работу по профессии и продолжает свою профессиональную карьеру: «Ну, что я думаю, буду тут сидеть, прозябать, надо куда-нибудь... Опять эти куры, утки, зачем они мне нужны. Поэтому думаю, нет, не хочу. А потом тетка мне рассказывает, что городок хороший. А я была летом, мне все понравилось». Профессия учителя по данным социологических исследований представляет большие возможности вертикальной мобильности. Сюжет переезда из села в город довольно часто встречается в рассказах респондентов. На основании анализа биографического нарратива можно выявить особенности профессиональной социализации учителя в городе и в сельской местности. В целом, исследователи образования отмечают, что в сельском социуме школа играет более значимую роль в жизни индивида, его семьи, сельского сообщества, чем школа в крупном областном центре или малом городе. [Силласте, 2003; Кадырова, 2009] Это подтверждается и на эмпирическом материале нашего исследования. Респонденты говорят об особом отношении к учителю жителей деревни. «Деревня, она хороша тем, что там отношение к учителю совсем другое. Там даже народ... учитель - это особый человек. То есть в городе такого нет в отношении. Может сейчас и в деревне такого нет, но в то время прям вот смотрели как на Бога на тебя» (Ж., 49 лет). 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz