Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))

«Нет, я не хотела, чтобы мои дети пошли в учителя, и я их не пустила. После школы они пошли в технические ВУЗы - обе, мм, не продолжили линию мою» (Ж., 53 года). Стоит еще раз подчеркнуть, что выбор учительской профессии в "советской" школе определялся ее престижем в обществе. В современной ситуации социальное положение учительства таково, что сфера образования не является привлекательной с точки зрения профессиональной деятельности [Ильин и др., 2012: 128]. Для осуществления выбора в пользу той или иной профессии важен не только ее престиж, но и положительный образ профессии, сформировавшийся в ходе социального опыта. Биографические данные позволяют говорить о том, что первым и порой самым ярким на протяжении профессиональной биографии у педагогов является образ первой учительницы. «Прежде всего, это учитель начальных классов, которая была для меня примером. Учитель начальной школы - это какая-то богиня, вот эта строгость и в то же время мягкость и какое-то доброжелательное отношение к ребенку, оно настолько позитивно отразилось лично на мне. Я всегда вспоминаю ее с уважением и думаю, что все-таки не зря я пошла вот в эту профессию» (Ж., 34 года). «Когда начинаю свою жизнь всю анализировать, откуда у меня это зародилось, наверное, с начальной школы Учительница была из нашей деревни! Мы больше общались, ни как с учительницей, а как с соседкой. Ну, и как учительница, конечно, все очень уважительно к ней относились» (Ж., 78 лет). Довольно редко в профессиональном дискурсе учителя можно встретить негативные оценки представителей этой же профессии. Однако в профессиональных автобиографиях такие случаи все же встречаются. Так, одна из наших информанток призналась, что желание стать учителем у нее появилось в старших классах, а выбор профессии учителя начальных классов был сделан потому, что с детства она испытывала неприязнь к своей первой учительнице. «Мне не очень повезло с первой учительницей, с детства какой-то такой отпечаток. Я думаю, я хотела бы по-другому с детьми. Обида, не обида, понимала, что с детьми надо по-другому. Обычно положительный пример берут с учителей, а у меня наоборот» (Ж., 58 лет). Профессиональное становление - процесс гетерохронный, в отдельные периоды наблюдаются спады и скачки, конфликты и кризисы в зависимости от взаимодействия факторов индивидного, личностного и профессионального развития [Зеер, 2003: 10]. Внимание к кризисным моментам профессиональной траектории специалиста важно для понимания факторов, способствующих или препятствующих его профессиональной социализации. Под поворотными пунктами в биографиях специалистов в литературе принято понимать комплексную жизненную ситуацию, существенно меняющую социально­ профессиональное положение [Попова, 2011: 83]. Профессиональное становление специалиста связано, прежде всего, с вхождением в профессию. Как отмечают психологи, для становления учителя и формирования его педагогического творческого стиля решающее значение имеют именно первые годы работы [Хамидулина, 2000: 4]. По мнению 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz