Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))

удовлетворенности или неудовлетворенности, чувство гордости, уверенности или, наоборот, неловкости, неудобства, подавленности зависит, по мнению респондентов, не только от политики государства, но и от того, учились ли дети у своих родителей. Большинство опрашиваемых испытывают чувство гордости по поводу того, что их родители преподавали в школе. Именно поэтому среди наших респондентов из числа учительских детей все в той или иной мере связали или связывали свою деятельность с профессией учителя или с преподаванием. Мотивы выбора ими преподавательской деятельности были связаны, во-первых, с интересом и желанием работать именно в этой сфере с самого детства: «В любом случае мне была интересна публичная профессия... я любила объяснять, спрашивать. Но это все равно шло от мамы, это то, что я видела» (Ж., 49лет). «Вот с детства хотела стать учителем. Смотрела на маму... Мне так нравилось, что она проверяет работы, оценки ставит. Вот не представляла другой профессии и никто не отговорил» (Ж., 48 лет). Во-вторых, выбор профессии и интерес связываются с семейной преемственностью: «Это была такая мечта, наверное, как иногда говорят. ...А потом, когда я уже повзрослела <... >у меня по линии мамы все учителя практически» (Ж., 56лет). Кроме того, выбор профессии был обусловлен образом жизни, семейной обстановкой в учительской семье: «Поскольку мама была учителем и меня еще маленькой брала с собой в школу. Я ни одного дня не ходила в детский сад, болеющий ребенок, поэтому нравилось писать на доске, что я и делала во время урока прямо, нравилось проверять тетради» (Ж., 49 лет). Проблема профессиональной преемственности заключается в том, что дети педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры, не желая остаться в "тени" родителей, прикладывают особые усилия, стремясь самореализоваться в профессии. Многие из них на вопрос о том, какие этапы своей профессиональной карьеры они могли бы выделить, отвечали, что этап профессиональной зрелости для них связан в первую очередь с ощущением собственной профессиональной значимости: «Когда я перешла из "маминой" школы в другую, у меня начался отдельный этап... Сейчас в городе меня знают не как дочку учительницы, а как специалиста-словесника» (Ж., 49 лет). В ходе исследования было выявлено, что во многих учительских семьях проблема выбора профессии детьми стояла очень остро. Иногда родители- педагоги отговаривали детей от выбора данной профессии, некоторые занимали нейтральную позицию. «Папа был против. Потом я сказала: "Знаешь что, не вмешивайся, пусть что хочет, куда хочет, как хочет. Пусть сама выбирает. Она же видела мою работу. Пусть идет"» (Ж., 79 лет). В современных условиях родители-педагоги относятся скорее негативно к выбору данной профессии своими детьми. Наблюдается тенденция к снижению профессиональной преемственности в "учительских" семьях, главным образом, из-за падения престижа учительской профессии. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz