Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
"склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние" [Цит. по: Орлова, 2008: 192]. Среди наших респондентов большую группу составляли выходцы из рабочей среды, которые, благодаря полученной профессии педагога, повысили свой социальный статус в обществе. «В моей семье нас трое, мы - три сестры закончши пединститут, хотя родители-то наши, они ведь были малообразованными. Нас никто не убеждал, что надо учиться, мы сами знали, что надо самим пробивать дорогу» (Ж., 69 лет). В биографиях педагогов встречаются случаи, когда выбор профессии был "вынужденным" и определялся родителями. Как правило, это приводило к быстрой смене профессиональной карьеры. Однако есть и исключения. Весьма показательна профессиональная биография респондента (Ж., 53 года), которая получила педагогическое образование по настоянию родителей. "Мама всю жизнь работала на тяжелых работах. И ей всегда казалось, что учитель всегда ходит опрятно одетый, всегда отпуск летом, то есть она с материальной точки зрения рассматривала". Отсутствие мотивации собственно к педагогической работе и осознание возможности реализовать себя в других областях создавали внутренний конфликт и соответственно профессиональный кризис. Респондент так описывает свое состояние на первом этапе работы в школе: «Первые два года было очень сложно, трудно. Так мне хотелось все это бросить! Уйти на производство, чтобы у меня был нормированный график. Отработала смену, пришла домой, и больше, чтобы голова ни о чем не думала. А так вот получилось, что целыми днями я занималась только школьными делами. Может, от этого хотелось убежать» (Ж., 56 лет). Смены профессии не произошло только благодаря внешним факторам и поддержке семьи. На данный момент респондент полностью удовлетворена родом своей деятельности и профессиональную биографию оценивает как успешную. Причем основным критерием успешности выступает повышение социального статуса, что полностью соответствует первичной мотивации: "Я вот одна единственная из рабочей семьи в интеллигенцию вырвалась". Формирование профессиональной группы учителей в "советской школе" в значительной степени происходило за счет выходцев из слоев, имеющих более низкий уровень образования, нежели сами педагоги. Другой канал воспроизводства профессиональной группы педагогов - это "учительские" дети. Профессиональная преемственность, в целом, оценивается респондентами положительно. Из основных плюсов, можно выделить "легкое" вхождение в профессию, знание различных ее аспектов [Орлова, 2008: 198]. "Учительские дети" - особая категория. По мнению некоторых респондентов, дети из учительских семей более расположены к социализации, потому что педагогические практики, приемы, которые применяет родитель-учитель, неизбежно переносятся на обыденную жизнь, на отношения между родителем и ребенком, и это накладывает определенный отпечаток на жизнь учительского ребенка. Некоторыми респондентами отмечается также то, что учительские дети по уровню знания и подготовки к поступлению в высшие учебные заведения выше других, и их знания на порядок выше, нежели у детей, чьи родители не являются учителями. Чувство 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz