Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
формирования профессиональной карьеры педагога, как представляется, чрезвычайно актуальны для Кольского Севера как региона с развитой научно образовательной инфраструктурой. В отечественной социологии образования начало разработки вопросов, касающихся учительства, относится к 1960-м гг. В 1980-1990-е гг. количество исследований, посвященных проблемам учительства, значительно возрастает. Л.Г.Борисова, В.С.Собкин, Г.В.Солодова акцентировали свое внимание на специфике и социокультурной роли учительства. [Борисова, 1993; Учительство, 1996; Солодова, 1995]. Большинство работ по проблемам учительства относятся к периоду перестройки и началу радикальных рыночных реформ (1993-1997 гг.) [Тумалев, 2000], а также посвящено социальному положению учительства в современном обществе [Волков, 2002]. Изучены вопросы, связанные с престижем учительской профессии в современном обществе [Зиятдинова, 1991; Добрускин, 1995], с особенностями социального положения городских и сельских учителей [Силласте, 2003]; анализировались мнения учителей по поводу реформирования образования [Гендин, 1998]. На сегодняшний день все большую актуальность приобретают социально-антропологические исследования профессий. В исследованиях профессий, в том числе и профессии педагога, антропологи обращаются к такому приему, как интерпретация символического, включая объекты, поведение, фольклор. Анализируя множество различных профессиональных традиций, Т.Б.Щепанская пришла к выводу о некоторых общих для них элементах - стереотипах поведения, знаковых системах, мотивах неформального дискурса и структуры межличностных взаимодействий [Щепанская, 2003: 143]. Чтобы отличить культуру профессиональной группы от более широкой ценностной системы, исследователь использует понятие "субкультура", относя к ней "как знаковые (символы, атрибуты, фольклор), так и социально поведенческие (формы общения, нормы, стереотипы поведения) аспекты этих традиций - то есть социальные отношения и их культурные коды" [Щепанская, 2003: 145]. В рамках этого подхода представляется возможным исследовать особенности профессиональной карьеры педагога. Широкие возможности для этого открывает биографический метод, который на сегодняшний день активно используется исследователями российской науки [Мазлумянова, 2007; Разумова 2011], этнических и миграционных процессов, в том числе на Кольском Севере [Разумова2010; Бусырева, 2012]. Наиболее важным моментом профессиональной биографии любого специалиста является выбор специальности. В.Т.Лисовский, определяя факторы и обстоятельства, влияющие на выбор профессии, указывает следующие: популярность и престиж профессии в обществе, собственная склонность человека и его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы, советы окружающих, пример друзей, мода на специальность, желание иметь диплом и др. [Лисовский, 1969: 63]. Многие респонденты, отвечая на вопрос о том, почему они выбрали профессию педагога, отмечают, что ключевыми факторами оказались склонность к данному виду деятельности и любовь к детям. При анализе полученных интервью было выявлено, что мотивы выбора профессии, такие как педагогические способности или призвание, являются лишь" стартовыми" при выборе профессии учителя. По утверждению Е.И.Климова, на практике 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz