Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))

УДК 371.12: 316.52 (470.21) К.С.Казакова ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ Аннотация На основе интервью школьных учителей рассмотрены различные аспекты профессиональных биографий. Выявлены особенности профессиональной социализации, влияние "кризисных" моментов на формирование профессиональной траектории. Проанализированы основные факторы, определяющие профессиональные траектории учителей. Ключевые слова: учитель, биография, образовательная среда, профессиональная карьера. K.S. Kazakova PROFESSIONAL CAREERS OF SCHOOL TEACHERS Abstract Different aspects of teacher professional careers are considered based on the teachers' interviews. Professional socialization features and influence of the crisis on the teacher career are revealed. Main factors that determine the professional careers are analyzed. Key words: teacher, biography, educational environment, professional career. Социально-ресурсный потенциал региона в высшей степени определяется развитием его образовательной среды. В настоящее время в системе образования углубляются противоречия между потребностями изменяющегося социокультурного окружения и консервативностью образовательных институтов, между целями, задачами образования и его реальными результатами. Изменения в современной школе касаются не только самого образовательного процесса, но и скрытых феноменов: социального самочувствия групп, вовлеченных в сферу культурного воспроизводства. В данном контексте актуальным представляется изучение профессиональных особенностей работы педагогов, являющихся создателями и трансляторами социокультурных норм. Эмпирической базой настоящего исследования послужили тексты "автобиографий", записанные в ходе бесед биографического плана с учителями, работающими в системе школьного образования городов Апатиты и Кировск. Полученные материалы заметно различаются по шкале "личное - профессиональное", среди них есть как сугубо тематические (профессиональные) биографии, так и личные воспоминания об отдельных периодах жизни, значимых событиях. Цель данной работы - рассмотреть биографические траектории учителей, выявить факторы, определяющие особенности их профессиональной социализации. Основной метод - анализ жизненных траекторий на основе биографического интервью, при котором выделяется схема событий биографии по трем основным линиям (образование, работа, семья). Проблемы 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz