Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
«Я раньше с уроков могла уйти. Уменя автобус, во всех очередях меня пропускали: "Яс Коашвы, у меня автобус"» (Ж., 1971 г.р.). Кроме того, иногда используется фактически полное отсутствие у горожан знаний о возможностях сообщения между городом и поселком. Особенно ярко географическая малограмотность горожан выявляется при опросе жителей близлежащих городов - Кировска и Апатитов. Если население Кировска еще имеет какое-либо представление о Коашве, так как кировчане непосредственно сталкиваются с коашвинцами в школах, больницах, автобусах, то жители Апатитов часто не знают о Коашве ничего кроме названия поселка. В современной интерпретации образ Коашвы во время активного развития поселка (с 1982 по 1992 гг.) представляет воплощение семейного уюта. Основными критериями являются: а) близость расположения необходимых учреждений (магазинов, детских садов, школы, работы); б) удобство расположения и гармоничное сочетание объектов. Таким образом, небольшая поселенческая общность сама для себя создает комфорт (эмоциональный, бытовой, социальный, коммуникационный), организует жизнь в поселке по образу и подобию идеальной семьи, в которой все функции согласованы, отсутствуют конфликты и царит всеобщее взаимопонимание: «У нас все по-доброму, по-домашнему <... > Вот хореограф, она приезжает же с города, и она говорит: "УВас совершенно другие дети. У Вас не такие дети, как в городе. Тех приходится уговаривать, еще что-то, а здесь дети сами идут, как к себе домой". <... >Мы же всех знаем, и родителей их знаем. И поэтому родители звонят, Пришел ребенок, не пришел там. Или ребенок попросит: "Вот Вы позвоните моей маме, скажите, что я здесь, чтоб не беспокоилась... "» (Ж., ок. 1973 г.р.). Вместо заключения Отдаленность пос.Коашва является одновременно и его преимуществом, и недостатком. Коашва изначально оказалась «цивилизацией в лесу», отдаленной от других населенных пунктов: «Поселок со всех сторон окружен «морем» тайги...» [Воронин, 2000: 2]. Городские жители, слыша название поселка, предполагают его саамское происхождение по аналогии со многими топонимами Кировско-Апатитского района. Это мнение влияет на представление об истории развития пространства вокруг современной Коашвы. Оно ограничено типовыми знаками времени, из которых выстраивается периодизация: сначала было древнее саамское поселение или место остановки кочующих саамов; затем возникли деревянные постройки, поселенческая общность в виде деревни, «деревянного» поселка; и, наконец, возник современный поселок на месте «деревянного», в нем сочетаются деревянные и каменные постройки. Однако в истории Коашвы отсутствовала подобная логика развития. Не было последовательного изменения или улучшения условий жизни - в Коашве сразу была цивилизация: «Проектируется почта, баня и другие объекты - словом, все, что необходимо новоселам, которые прибудут в этот край не на год и не на два, а надолго, потому что у Коашвы впереди большое будущее» [Малышева, 1981: 3]. Образ поселка в представлениях горожан продолжает сохранять черты нецивилизованного, труднодоступного, неразвитого. Таким он бытовал, пусть и 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz