Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
Коашвинцы оценивают жизнь в поселке как образец дружбы и сплоченности односельчан. Они не отрицают, что в свое время существовали бытовые проблемы. Так, был период, когда жители вынуждены были жить с подселением, несмотря на то, что им обещали персональное жилье: «И людей понаехало со всех сторон матушки России, с разных республик. Там и хохлы, белорусы, все приезжали. И вот жили, в общем, два дома, жили даже на подселении. В четырехкомнатной жили три семьи » (Ж, 1962 г.р.). Существовавшие в определенный период, по сути, коммунальные квартиры не вызывали негативных эмоций, которые, часто проявляются при длительном проживании в больших городах. Даже в условиях коммунального быта коашвинцы находили плюсы: «Горячей воды не было, была только холодная вода, отопления не было, ничего еще не было подключено, холодная вода только шла <... >Мы все, в основном, были одного возраста, так общались дружно» (Ж, 1962 г.р.). Коммунальные квартиры позволяли узнать о жильцах много больше, чем знают соседи по разным квартирам, этот способ расселения позволял расширять дружеские связи (срабатывала формула: «друг моего соседа - мой друг»). Подобные знания необходимы для существования небольшой поселенческой общности. И.В.Утехин считает, что жители коммунальных квартир являются «одновременно своими и чужими: в одних отношениях своими, в других - чужими. Прозрачность пространства доводит их осведомленность о жизни друг друга до степени, в других условиях доступной лишь близким родственникам. Соседи всегда здесь, они молчаливо присутствуют за стенами комнаты» [Утехин, 2004: 107]. Кроме того, многие не сомневались во временности подобных коммунальных условий. Будучи первыми жителями, гордились своим статусом. А начавшееся возведение благоустроенных домов не давало повода сомневаться в продолжении строительства и укрепляло веру в благополучное будущее поселка. В Коашве односельчане жили одной семьей, на этот факт чаще указывают в тех случаях, когда речь идет о совместном времяпрепровождении в праздники, когда, например, вместе наряжали одну елку в поселке: «...Прямо во дворе наряжалась елка. Выходили с гармонью, с песнями, каждый со своей закуской, с угощением, со всяким разным. Вот так по квартирам, другу друга и друг к другу в гости ходили... » (Ж, ок. 1955 г.р.). То же касается совместного быта - при отсутствии повседневных товаров (хлеба, соли и т.п.) обращались за помощью к соседям: «Независимо от того, что магазинов нету, хлебом и картошкой мы делились » (Ж, 1962 г.р.). Наиболее показательным в отношении поселковой сплоченности является использование транспорта. В случаях массовых тематических выездов в город, на городские мероприятия, заказывается дополнительный автобус для всего поселка, если места в автобусе не хватает - « Едут друг на друге, все помещаются ». В некоторых ситуациях коашвинцы вынуждены использовать преимущества жителей сельской местности. Это касается общения с городскими жителями или с представителями медицинских, административных структур. Они используют географическое положение поселка, в первую очередь, его отдаленность от города: 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz