Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))

Ребенок с улицы приходил, как будто его стая собак рвала, потому что по деревьям, по кустам лазили» (Ж., ок. 1955 г.р.). Расположение поселка в лесной зоне не вызывало опасений у родителей, как не смущал их и вопрос о возможном присутствии диких животных. Последнее, по мнению жителей, не было проблемой до недавнего времени. Ситуация изменилась в результате разработки нового месторождения и создания транспортных путей в местах миграции животных: «И ведь не страшно было, хотя жили-mo в лесу, кругом медведи, там, росомахи» (Ж., 1960 г.р.). «Встречали люди в автобусе, когда ехали, было, что на повороте с трассы на поселок медведица медвежат переводила. Я сама не видела, люди видели, кто в автобусе ехал. Так вот сейчас страшнее стало, когда Олений ручей открылся, дорога медведям закрылась, они обычно там пасутся, а потом идут туда, на Олений ручей. <... >Медведям там было где пастись, а сейчас им страшно туда идти. <... > Теперь производство, они туда не уходят» (Ж., ок. 1955 г.р.). Доверительные отношения между жителями иллюстрируются также примерами решения транспортной проблемы. Она существовала с первых дней жизни поселка и связана, во-первых, с небольшим количеством установленных автобусных рейсов; во-вторых, с временем, затраченным на дорогу до города и обратно, в-третьих, с невозможностью воспользоваться производственным транспортом, потому что у водителей рабочих автобусов нет распоряжения подвозить жителей поселка; в-четвертых, с отсутствием возможности вернуться в поселок в вечернее время, а между тем в случае опоздания на последний рейс коашвинцу придется преодолеть около 30 км. Таким образом, жители вынуждены выходить из положения разными способами: просят и предлагают подвезти друг друга до города или забрать обратно, подвезти по пути своих, подобрать на остановках и т.д. С транспортной соседствует и продовольственная проблема. Тех, кто едет в город, просят купить то, чего нет в поселке. Подобные просьбы могут быть связаны с отсутствующими товарами (например, батарейками), или тем, что в городе продается по более приемлемым ценам, чем в Коашве. «...Мне говорит: "Вот, твой муж меня забрал с тринадцатого6. Ты ему спасибо передай ". Или молодежь: "Дядя Сережа нас собрал там, довез, все ". Мы когда едем, всегда смотрим на остановку. Мне муж рассказывает: "Якогда вот на Север приехал, мне очень понравилось то, что на Севере так вот заведено" <... > Раньше, когда у нас машины не было, стоишь на 13-м км или еще где-то, тебя никогда не оставят» (Ж., ок. 1973 г.р.); «Вот себе будешь что-то брать, да. Хорошо, что сейчас есть мобильные телефоны, позвонил: "Себе я вот это беру, вам брать?"» (Ж., ок. 1973 г.р.). Таким образом, наблюдается функционирование локальной сети социальной поддержки, определяемой И.Е.Штейнбергом в качестве «системы социальных отношений, направленных на осуществление материальной и психологической поддержки членов локального сообщества на основе дружественных связей между ними, а также традиций и формальных и неформальных норм социальной помощи, принятой в данном сообществе» [Штейнберг, 2002: 282]. 6Речь идет об остановке, расположенной на 13-м км автодороги Апатиты - Кировск. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz