Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
В небольшом поселке несколько сотен жителей знали друг друга не только в лицо, они знали практически все об окружающих. У всех были одни и те же проблемы: бытовые, производственно-рабочие, досуговые, которые им приходилось решать сообща. Ярким примером является инициатива по созданию детского учреждения. В начальный период развития поселка при отсутствии детских садов и школ, родители объединились и создали общественный детский сад. Он работал следующим образом: объединялись несколько семей, и по очереди оставляли детей у одной из мам тогда, когда другим надо было на работу или выехать за пределы поселка и т.д.: «...Когда еще садика не было, у нас было так: сегодня моя очередь с детьми сидеть » (Ж., 1962 г.р.). «И, если бы вот не поселок, то я не знаю, как бы я выжила, как бы я вырастила ребенка. <... > В общем, благодаря тому, что я в Коашве жила, я спокойно вырастила ребенка» (Ж., ок. 1955 г.р.). Взаимопомощь в семейных делах, решение оставлять ребенка с посторонними свидетельствуют о высокой степени доверия между жителями поселка. Жизнь в компактном монопрофильном поселке при наличии общих проблем, связанных с неразвитостью инфраструктуры, транспортом и пр., приводили к тому, что жители объединялись и по очереди выполняли определенные общественные роли. По мнению П.Штомпки, для оказания доверия важно, является ли статус или роль, похожими на наши, необходимо также учитывать чувство близости и солидарности: «...Когда я сам исполняю определенную роль или обладаю определенным статусом, то «из первых рук» знаю, какие ожидания связаны с этой ролью или этим статусом и что означает хорошее исполнение такой роли, поэтому мне легче оценить, оправдывает ли партнер эти ожидания...» [Штомпка, 2012: 181]. Ожидаемое поведение - например, соответствующая забота о ребенке, становится случаем поверенного доверия. Выполнение назначенной им роли оказалось вполне приемлемым на этапе строительства поселка. Поскольку поселок расположен вдали от других населенных пунктов, появление в нем посторонних сразу обнаруживается, чужой становится видим, а информация о его присутствии доступна и обсуждаема жителями. Практически все, кто прибывал в поселок с целью остаться в нем, становились своими. На небольшой территории проживало сначала всего несколько сотен человек, но уже через несколько лет Коашва насчитывала несколько тысяч жителей. Конечно, тысячи человек не могли стать «своими» в смысле близких, дружеских отношений, но они все были на виду, и все оказывались односельчанами. Быстрый рост населения в поселке практически не нарушил сложившуюся систему доверительных связей. О доверии свидетельствуют, в частности, поведение детей и отношение к ним. Многие коашвинцы подтверждают, что маленькие дети активно и самостоятельно не только осваивали пространство поселка, но и расширяли узнаваемое пространство за его пределами - ходили к озеру, гуляли по лесу и т.д. «...Я за восьмой дом зашла в лесок, там пацаненок, годика 3, наверно. Вот, в лесочке ходит, ну, недалеко от дома. Я говорю: "Мальчик, маленький такой, ты что здесь делаешь? Гуляешь один?". А он: "Яне один!"-гордо так. - "Тогда с кем ты? " - "Я со Степкой ". <...> А Степка еще меньше. Гордые такие, самостоятельно гуляли. В лесочках шалаши строили ребятишки. 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz