Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))

пунктов для временных работников в «вахтовые» не только не решает проблем, связанных с трудоустройством местного населения, но и добавляет новые, социально-бытовые. По мнению постоянных жителей, временные рабочие нарушают привычный ритм жизни, не соблюдают норм и правил общежития, расшатывают моральные устои и т.д. По сути, к ним предъявляются претензии, которые обычно направлены на представителей «другой» или «чужой» этнокультуры (см. например: [Змеева, 2011: 24-55]). Продолжение строительства Коашвы как полноценного поселка стало результатом дискуссии. Наименование поселка не вызывало обсуждений - решено было назвать его по наименованию горной возвышенности в Хибинских тундрах. В итоге под саамским названием «Коашва»4 в разное время были объединены несколько объектов: горный массив, месторождение, «поселок геологов», существовавший недалеко от рудника вплоть до середины 1980-х гг., и новый поселок. Единственное установленное название впоследствии вызвало споры у жителей поселка, они не могли сойтись во мнении, какое время считать датой основания Коашвы. Одни указывают на 1982 г., когда, собственно, началось строительство первого дома в новом поселке и расселение первых жителей, другие - на 1976 г., когда существовал временный поселок под названием Коашва, в котором проживали геологи и рабочие объединения «Апатит» [Поселок..., 1976: 3; Географический словарь, 1996: 62]. Официальное название населенному пункту Коашва присвоено 15 декабря 1976 г. [Административно-территориальное деление, 1995: 194; Решение Мурманского облисполкома, 2011: 258]. Из-за этой неразберихи произошли и ошибки в организации праздничных мероприятий. «На Коашве каждый год юбилей», - шутят местные жители, размышляя о возрасте поселка. Новый поселок решено было строить на новом месте, всего в нескольких километрах от открытого карьера. В советское время эта территория пустовала до тех пор, пока не пришли исследователи и своим открытием не принесли цивилизацию в эту местность, при этом сохранив уникальность ландшафта: «Особенно хорош поселок в морозный день после снегопада. Заснеженные деревья, заботливо сохраненные строителями, дополнят красоту пейзажа с многочисленными многоэтажными домами» [Соколов, 1988: 4]. Ошибкой станет предположение, что у современной Коашвы нет предыстории: все легендарное и саамское окружает Коашву. Во-первых, этимология названия самого поселка и реки Вуоннемйок5, на которой он расположен, относится к саамскому языку и завершает полноту топонимической картины в «саамской семье» - наряду с «чертовой бабушкой», «мысом Сыновьего волока» и т.д. Бытует мнение, что поскольку место относилось к «семейному» в саамской культуре (в нашем случае - Тещиному) месту, значит, на этом месте были как временные остановки саамских семей, так и постоянные (в виде древнего саамского кладбища). 4В соответствии со словарем физико-географических саамских терминов, составленным А.А.Минкиным «Коашк» - болото с мелким ивняком и родниками [Минкин, 1976: 190]. 5 Вуоннемйок, Вуонниемйок, Вуаннемйок [Вуэтамъйок - Тещина река]. [Географический словарь, 1939: 26]. В Умбозеро из Хибин течет река Вуотейок (Вуаннейок), что означает на русском языке - Тещина река [Минкин, 1976: 180]. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz