Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
фонд вещей, привезенных с места прежнего проживания - предметы повседневного быта (одежда, посуда), семейные фотографии, «реликвии» и другие разновидности «памятных» предметов, которые ассоциируются с «частью родового дома», его историей, а также историей места, где он стоял. Обращаясь к той или иной вещи, обязательно вспоминают, откуда или при каких обстоятельствах она была привезена. С помощью различных мемориальных вещей конструируется память о родственниках, событиях семейной истории. В первую очередь забирали семейные фотографии. Часто в рассказах переселенцев из деревень среди вещей, взятых на память, отмечаются иконы: «Бабушка рассказывала, что дедушкина мать, перед тем как они уехали на Север к деду, сняла с красного угла складень, завернула его в платок, на котором он стоял, положила в мешок и отдала со словами: "Передай сыну, а он пусть передаст Верке, когда вырастет"» (информант № 15). Старшие родственники старались передать икону как семейную реликвию и оберег: чтобы та охраняла близких в дороге и на новом месте от разных бед. Памятной вещью могло стать все что угодно. Здесь первостепенна роль индивидуального фактора. Переселенцы забирали на память те предметы, с которыми были связаны эмоционально, поскольку те отождествлялись с оставленным домом и родными. Чаще всего это были вещи, сделанные руками близких (отца, матери, бабушки): «Моя мама хранит дома старые бабушкины платки, скатерти, ткани, которые бабушка со своими сестрами сделала своими руками» (информант № 16). Вещи, обладающие символической ценностью, стараются взять с собой, но у переселенцев часто не было такой возможности. На потерю имущества оказывали влияние такие факторы, как пожары, частые переезды (не могли все вывезти), репрессии (отбирали имущество), трудное материальное положение семьи (приходилось продавать вещи) и т.п.: «У моей прабабушки (со стороны мамы), тоже было много старинных икон, также было много золота, серебра, различных ювелирных украшений, но все это сгорело, а что не сгорело, было отнято при раскулачивании, после революции» (информант № 18j; «Семейных реликвий в нашей семье нет. Ничего не сохранилось. Возможно, это произошло из-за репрессий, и при переезде многое было утеряно» (информант № 19). Некоторые оправдывают отсутствие в семье реликвий именно своим деревенским происхождением. Поскольку они выходцы из «бедной» крестьянской семьи, никаких ценных вещей в семье не было, и передавать было нечего. Такая логика связана со стереотипом, что семейная реликвия - это обязательно материально ценная вещь: «Семейных реликвий у нас, к сожалению, нет, я думаю, это связано с тем, что мои предки из крестьян. Это были простые крестьяне, не кулаки. И, наверное, не было у них таких вещей, которые быможно было передавать из поколения в поколение» (информант№ 20). Тем не менее, кое-что людям все-таки удавалось спасти и сохранить, что представляет особый повод для гордости: «Из реликвий в нашей семье есть старинные иконы, им обеим уже более ста лет. Этими иконами моя прапрабабушка благословляла на брак мою прабабушку (со стороны папы). Потом эти иконы перешли к нашей семье» (информант № 18). Вообще «реликвия» - это знак принадлежности к «высокой» культуре, в крестьянских семьях и родословие не очень сохранялось. Поэтому о «памяти» и «реликвиях» говорят и объясняют их наличие или отсутствие потомки- 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz