Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
приезжих не считают себя «полностью» местными. Можно говорить о наличии у части жителей Кольского Севера двойной идентичности - «городской» и «деревенской». Поскольку индивид живет в городе, он считает себя «городским» жителем, но помнит о своем происхождении и даже иногда подчеркивает свои деревенские корни (в том числе посредством материальной культуры). Разновидности локальной идентичности жителей Кольского Севера рассмотрены нами в более ранних статьях [см.: Разумова, Сулейманова, 2007; Сулейманова, 2008]. Двойная идентичность характерна не только для самих переселенцев, но и их детей, и даже внуков, которые родились в городах Мурманской области. Семейная память о «малой родине» («мы родом из деревни»), о биографии семьи («в нашей семье все были простыми крестьянами») способствует сохранению «деревенской» идентичности. Культурная память семьи помогает индивиду самоопределиться. Знания, воспоминания о предках, родителях, наряду с усвоенными с детства моделями поведения формируют локальную идентичность. Проблема может возникнуть тогда, когда место фактического жительства не совпадает с местом рождения самого индивида или его родителей, с родиной предков [Разумова, Сулейманова, 2007: 69]. Есть случаи, когда информанты считают своей второй родиной то место, где их предки прожили основную часть своей жизни: « Вообще родной я считаю Ярославскую область , хотя бабушка родилась , к примеру, в Вологодского области и считает ее своей родиной. Но ее туда не тянет совсем. Ей хочется съездить в Ярославль, на кладбище к бабушке Павле, восстановить дом, где прошла ее молодость. Хотя в деревне и осталось 5 домов, бабушка рада туда ездить хоть каждый год. Ей там все родное и знакомо. Там же она познакомилась с дедушкой, родила детей. Для нее полуразваливиіейся домик является родным домом. Для моей мамы тоже. Для меня родина - это Мурманская область. А родной дом я связываю с тем же домиком в деревне» (информант № 13). Налицо поколенная преемственность в локальном самоопределении. Родина и родной дом там, где находятся предки, независимо от их фактического места рождения. Малая родина нередко ассоциируется с родовым домом. В рассказах о родине упоминаются дом, вещи, характеризующие его обстановку. Обычно память фрагментарна - выделяются отдельные предметы, важные для конкретного человека. У одних родной дом ассоциируется с набором определенных вещей, у других - с конкретной вещью: «Родной дом - это большой красный абажур шелковый с бахромой. Он остался в отцовском доме и сгнил, наверное, уже. Но я его помню всегда, люблю его, так бы хотела его иметь » (информант № 14). Вещи, напоминающие о родных и родовым доме, стремятся хранить при себе. Перевезенные с родины бытовые предметы позволяют меньше скучать по оставленному дому. Благодаря им в жизни переселенцев символически (метонимически) присутствуют и часть дома, и часть малой родины. Материально-вещная среда является одним из элементов, с помощью которого возможно сохранение культурной памяти семьи и поддержание локальной идентичности. Исследование материальной культуры семей в городах Мурманской области показало, что переселенцами с малой родины перевезены памятные вещи различных категорий. Практически в каждой обследованной семье есть 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz