Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
Среди всего разнообразия вещей, функционирующих в семейном пространстве, можно выделить особую категорию, обозначенную нами как «демонстрационные» вещи. Это предметы, которые можно включить одновременно в разряд декоративных, но с оговоркой, что, помимо функции украшения интерьера жилища, они используются с целью демонстрации «исторических корней» семьи, выражения локальной принадлежности. Такие вещи, особенно, если они имеют локальную и этническую специфику, выставляют в квартире на видное место. Обычно это вышитые полотенца, салфетки, скатерти с характерным орнаментом. Как правило, эти вещи в прошлом использовались в повседневном быту, а позже их утилитарная функция заменилась на декоративно-демонстративную. Исследователи материальной культуры называют это явление «развеществлением» вещи. Оно характерно именно для общества постиндустриального (постмодернистского) типа: «...выявляются новые ипостаси вещи: вещь как код потребления (замена ее экзистенциональной сущности знаковой), вещь как знак прошлого (конструирование вещного мира посредством исторических цитат), вещь как метафора другой вещи (вещь не для пользования, а для манифестации информации) и т.д. Все виды развеществления объединяет то, что они, по сути, описывают изменения функционального бытия вещи, которое теряется вслед за устранением сущностных основ вещи» [Карымова, 2010: 19]. Семьи по традиции используют в своих городских квартирах вещи деревенского стиля. Те, у кого не сохранилось подобных вещей, при желании стилизуют квартиру с использованием деревенских мотивов из современных материалов, например, покупные скатерти или сувенирная продукция: «...тоскующие по аутентичности бытия горожане стилизуют обстановку квартир под деревенские избы» [Ковтун, 2012: 91]. Чаще всего такие «демонстративные» вещи хранятся у людей, которые осознают важность сохранения традиций (например, интеллигенция). Зачастую такие «демонстративные» вещи переходят в разряд памятных вещей и семейных реликвий. Более подробно эти категории вещей мы рассмотрим ниже. Малая родина и предметная память семьи Всех городских жителей можно условно разделить на две группы: «городских по происхождению» (родившихся в городе) и «городских по фактическому месту жительства» (родившихся в деревне, но переехавших в город). В связи с относительно молодым возрастом городов Мурманской области, их история складывалась на протяжении биографий нескольких (двух трех) поколений людей, что оказало влияние на формирование городской идентичности местного населения. Если считать, что «неподвижность и неизменяемость приватно-домашней сферы обеспечивали поддержание личностной идентичности, сохранение глубокой устойчивости, вырабатывали чувство укорененности, причастности к определенному месту» [Волкова, 2012], то, следовательно, переезды и перемещения семей и индивидов приводят к противоположным процессам. На Кольском Севере живут люди, которые либо сами переехали на Север, либо являются детьми и внуками приезжих. У многих в деревнях остались родственники и родовые дома, куда старались приезжать каждое лето [Змеева, 2010: 46-48]. В связи с такой мобильностью многие из 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz