Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
В городе происходит отчуждение человека от вещей. Городские жители зачастую не замечает вещи, они живут сами по себе - в виде «интерьера», который просто окружает человека. В деревне практически каждая вещь в постоянном обиходе. Вещами активно пользуются и с ними постоянно взаимодействуют. В деревне вещь, которая потеряла свою основную функцию, не выбрасывается, а начинает жить второй и даже третьей жизнью. То есть вещи, несмотря на их состояние, постоянно находят применение. В этой связи интересна работа «"Грязная деревня" и "замусоренный город" (обыденные практики обращения с мусором в разных сообществах)» [Бредникова, Ткач, 2008]. Касаясь вопроса вещевого поведения в городской и деревенской среде, авторы показывают, что биография вещей в деревне имеет более длинную историю: «... в деревенском контексте изъятые из употребления вещи активно используются в иных качествах. Сельские жители с упорством замедляют превращение вещей в мусор. ... В деревенском домохозяйстве за период между рождением и умиранием вещь проживает до десятка жизней, видоизменяясь, увеличиваясь или уменьшаясь, перекочевывая из гардероба в огород, из огорода - на кухню и т.д.» [Бредникова, Ткач, 2008: 342-343]. В деревне одежду донашивают в прямом смысле «до дыр». В городе могут выкинуть почти новое платье, если оно вышло из моды. «Именно в городских условиях действуют такие интегративные избирательные механизмы, как мода. Они участвуют в интеграции посредством последовательного распространения ценностного значения, семантики той или иной вещи» [Левинсон, 2004: 74-75]. Несмотря на то, что горожане чаще избавляются от накопившегося хлама и не так практично подходят к использованию старых вещей, как деревенские жители, в городских квартирах зачастую тоже накапливается немало предметов, потерявших свое функциональное назначение. Если в деревне все хранящиеся вещи впоследствии как-то используются и перерабатываются, то в городе они, скорее всего, так и останутся невостребованными, пока кто-нибудь не решится их выкинуть. «Притчей во языцех уже давно стали балконы или лоджии, антресоли и кладовки, забитые хламом, который десятилетиями может храниться в ожидании своего часа. Изъятые из употребления вещи складируются «на всякий случай», с надеждой на то, что они когда-нибудь будут востребованы. ...В условиях современного «общества потребления» старье в городской квартире ожидает лишь временное пристанище, и его вскоре потеснят новые вещи, которые, как правило, рассчитаны не на длительную эксплуатацию или сохранение «на потом», а на быстрое использование и стремительную замену более функциональными, технически модернизированными и/или стильными моделями» [Бредникова, Ткач, 2008: 344]. По рассказам информантов, в семьях северян старшего и среднего поколения хранятся старые вещи, вышедшие из бытового употребления, которые были привезены с малой родины «на всякий случай»: старые утюги, сундуки, деревянные шкатулки и т.п. Отношение к этим предметам в большинстве своем у представителей всех поколений семьи положительное: «К деревенским вещам, к ним как бы трепетнее относишься. Потому что здесь вышел и купил заново, а в деревне все не так. ... Для меня деревенская вещь - это что-то свежее, такое чистое, что-то, что делаешь сам, что-то связанное с природой » (информант № 12). 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz