Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
в городских» [Богданова, б.г.]. Новый тип жилья «диктовал» свои условия и требовал адаптации [Сулейманова, 2009: 83]. Со сменой среды - деревенской или городской - меняется семейный и индивидуальный быт. Вместе с тем, процесс этот неоднороден, его темпы во многом опосредуются возрастом, материальными возможностями недавних переселенцев, а также субъективными причинами. Важный фактор - статусный. Одни сразу стремятся стать и, главное, выглядеть горожанами, у других либо переживание этого статуса ослаблено, либо сама демонстрация его вызывает отторжение. Представители первой категории, прожив даже непродолжительное время в городе, полностью отторгают деревенский образ жизни. Одна из информантов рассказала о своей знакомой, которая, узнав о том, что та едет на лето в деревню, выразила удивление, как можно даже несколько месяцев провести в деревне, где нет комфортных условий. Сама она в недавнем прошлом переехала из деревни: «Она мне говорит: "Как ты поедешь в деревню? Как ты сможешь там жить? Там же нет никаких условий? Там только все лето уйдет на уборку. Будешь на речку ходить горшки чистить?". - А я ей говорю: "А давно ли ты стала городская?"» (информант № 10). В контрпозиции выступают те, которые признают, что, несмотря на то, что всю жизнь прожили в городе, переехав сюда детьми, остаются полностью деревенскими: «Мы до сих пор остались «деревенскими»! Сколько лет прожили в городе, но мы до сих пор «деревенские!» (информант № 11). В таких высказываниях звучит, скорее, утверждение «сельских ценностей», вызванное обидой за их отвержение «цивилизацией». Оно связано с самоидентификацией, которая опирается на семейную память выходцев из деревни, включающую любовь родителей (предков) к земле и отождествление с «малой родиной». В быту представители этой категории информантов полностью придерживаются городского стиля жизни. Обстоятельства вынужденного переселения, минимум вещей, вывезенных из деревни, вследствие нищеты, молодой возраст большого числа мигрантов, низкая оценка всего деревенского, мотивы добровольной миграции - эмансипация, «цивилизация», «новая жизнь на новом месте» - все это и способствовало тому, что в современном городском быту северян практически отсутствуют деревенские вещи. Отдельные предметы такого рода есть во многих семьях, но они наличествуют в качестве исключения (реликвии, раритета), искусственно вписываясь в городской интерьер. Среди коннотаций понятия «деревенская вещь» - вещь, сделанная своими руками, натуральная (природная), красивая, национально специфическая, традиционная, имеющая историческую ценность. В городской среде этничность зачастую размывается, здесь трудно придерживаться локальных традиций. В городе функционируют вещи фабричного производства, массовые и стандартные. Для деревенского образа жизни характерна простота повседневно-бытовой жизни, требующая при этом применения тяжелого физического труда. В городском жилище обстановка более нарядная, пафосная, комфортная. Различия в быту формировали и различное вещевое поведение. Зачастую в городской квартире присутствует большое количество различных вещей. При этом не все вещи являются необходимыми. Здесь налицо противоречие: с одной стороны, человек в городе стремится к накопительству, много потребляет, с другой - ценность вещей быстро утрачивается. Вещи быстро надоедают и сменяются. Этому способствуют индустрия моды и уровень благосостояния. 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz