Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
По рассказам информантов можно заключить, что процесс бытовой адаптации на Севере оказался быстрым. Многие приезжали сюда практически «голые», а буквально через полгода-год уже и одеты были «по моде», и покупали какую-то мебель. Этому способствовали два основных фактора - высокая заработная плата и наличие товаров в магазинах, в то время как в деревнях люди не видели ни того, ни другого: « Всю траву переели в деревне, вот такие голодные годы были. Пойдут люди на сенокос, а с сенокоса их уже везут, ноги распухнут у людей. Работали-работали, а даром! Ничего не заработали, не давали ничего!» (информант № 8). Во многих семьях северян до сих пор хранятся самые разнообразные бытовые вещи, привезенные ими или их предками с малой родины. Это текстильные изделия (платки, полотенца (рушники), скатерти), посуда и кухонные принадлежности, другие предметы утвари (прялка, веретено). Одни использует их по прямому назначению, другие просто хранят в память о родителях и их происхождении. Обращает на себя внимание интересный факт. Как правило, у самих переселенцев - людей старшего поколения - таких вещей практически не сохранилось, зато у их детей они хранятся с почетом: «Ой, у меня уже ничего такого не сохранилось, что из деревни привозили. ... Что-то я выкинула, потому что вид уже потеряли, а что-то дочка моя забрала, ей нравятся мои старые вещи» (информант № 8); « Может где-то какие-то полотенца вышитые и лежат, а так ничего не сохранилось уже. ...Это надо моих детей спросить, они, когда переехали какие-то вещи припрятали у себя» (информант № 6); «У меня дома хранятся мамины платки, шали ручной работы. Я их у нее забрала и привезла сюда, когда уезжала из деревни. Правда, сейчас они просто лежат. Хотя нет, один я ношу, на шею его наматываю и хожу, когда прохладно» (информант № 10). Некоторые информанты забирали с собой вещи деревенской повседневности не только по материальной причине, но и потому что они «привычнее», «удобнее» для использования в быту. Вероятнее всего, переехав в город, переселенцы старались соответствовать городскому образу жизни и все чаще пользовались покупными вещами. В силу бережливости и дефицита вещей в советское время бытовые предметы, привезенные из деревни, не выбрасывались, а убирались «на всякий случай» в кладовки и на антресоли. Для самих переселенцев они были обыденными, старыми и немодными. Дети же бывших сельчан вырастали во время, когда вещи ручного производства становились редкостью. Они смогли по достоинству оценить символическую, «историческую» (а, как следствие, возможно, и материальную) ценность предметов деревенского быта и постарались их сохранить. Стремление выходцев из деревни следовать городской моде в одежде и в интерьере соответствовало возросшему материальному благосостоянию новых горожан. Одновременно усиливалась стандартизация образа жизни, которая разрушает традиционный уклад: «...город как средоточие «современного», «западного» образа жизни, как воплощение «западных» ценностей оказывает разлагающее влияние на традиционную культуру» [Левинсон, 2004: 15]. Способы организации городского жилья (пространства городской квартиры) должны были сформировать у деревенских жителей соответствующий стиль жизни и отучить от деревенских привычек. «Городское жилье должно было, что называется, “переплавить” деревенских жителей 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz