Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
специалистам, финансистам, медикам и другим разного рода советникам). Сложность ситуации заключается в том, что в традиционном обществе человек полагался на веру в судьбу и в сверхъестественные силы, а в современности он сам должен делать выбор при решении своих жизненных проблем, полагаясь либо на собственный опыт и интуицию, либо на советы экспертов. Такими экспертами могут быть специалисты не только в области науки, но и специалисты в области различных магических практик. Собственный повседневный опыт кристаллизируется в обыденное мышление или здравый смысл, фиксирующий разнообразный опыт, который люди получают в повседневной жизни. Такой опыт не является упорядоченным, систематизированным и часто включает взаимоисключающие суждения и представления о социальной реальности. Часто эти представления и суждения базируются на обобщении единичных фактов или на односторонней интерпретации событий. Релевантность или нерелевантность повседневных знаний определены практической природой опыта повседневности. А учеба и работа - это повседневная жизнь современного человека. Современный российский человек образован (всеобщее среднее образование и почти всеобщее высшее), поэтому все способствует тому, чтобы наука стала неотъемлемой частью повседневной жизни, и наш здравый смысл наполнился рассуждениями и образами, взятыми из медицины, физики, биологии, психологии, социологии и других наук. Однако образованные члены общества зачастую в своем мышлении и поведении не следуют логическому и рациональному методу, а пользуются иными формами и методами общественного сознания: верой, идеологемами и мифологемами, схемами здравого смысла, суевериями и т.д. «Они запоминают научное содержание, но изменяют форму и правила. Стремятся превратить научное содержание в деятельность здравого смысла с присущими ему способами мышления и языком» [Московичи, Хьюстон 2007]. Человек сталкивается в своей повседневности с двумя мирами: с миром, формализованным в результате его научного описания, и миром повседневной жизни. Мир науки воспринимается как мир объективный, а повседневность - как мир субъективный. В процессе повседневной жизни люди субъективно осваивают объективный мир. Так происходит сведение научных знаний к здравому смыслу посредством типизации (конструирования идеальных типов). Сохранению суеверий в современном общественном сознании способствуют ряд причин. Во-первых, суеверия используются в социальных, маркетинговых и политических технологиях для достижения определенных целей: решения финансовых или иных проблем. Рациональное и прагматическое использование феномена веры и страха людей отнюдь не способствует их (суеверий) исчезновению. В связи с этим отметим внесенный в Государственную думу РФ законопроект «Оккультно-мистические услуги в сфере здравоохранения» (Проект 2013); использование в торговле ритуалов, суеверий, религии как причин покупок; использование маскотов, персонажей-талисманов, создание аватаров (юзерпиков, ников) в Интернете [Сид 2013], а также активное возрождение института религии и т.д. Во-вторых, усложнение научного знания затрудняет проверку научных открытий, а также понимание со стороны неспециалистов смысла научных 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz