Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
Не дали ответа 23%, затруднились с ответом 2% респондентов. У 85% респондентов вызывают интерес публикации и телепередачи, посвященные аномальным, паранормальным и загадочным явлениям. Анализ трех исследований о знании и использовании магических и суеверных практик респондентами позволяет сделать ряд выводов. 1. Все участники исследований (респонденты) имеют высокий уровень образования. Из 148 человек 89 имеют высшее образование, 14 - незаконченное высшее, 25 - среднее специальное (техникум, колледж), 12 - среднее профессиональное и среднее - 6 человек. 2 человека не сообщили об уровне своего образования. Работают 139 человек, так как 9 - студенты очного отделения. 2. Немногие из участников признались, что они никогда не использовали в своей жизни какие-либо суеверия. Большинство если и не верят в приметы, бытующие в культурном пространстве современного российского общества, то знают их и зачастую используют в повседневной жизнедеятельности. 3 .Основными причинами использования суеверий и магии, по мнению респондентов, являются социально-психологические: страх, беспокойство, неуверенность, желание предугадать последствия своих действий. Вера в некие непознанные, но реально существующие силы, скрытые связи явлений помогает человеку обрести уверенность в себе и завтрашнем дне, в результатах своих действий, если они совершаются «правильно». 4. Выявилась связь между обращением к магическим практикам и такими переменными, как «семейное положение», «наличие детей», «образование», «материальное положение», «должность работников», «вера в Бога», «удовлетворенность уровнем и качеством жизни», «жизненными ценностями». 5. Огромную роль в распространении магического знания и типов его применения играют сегодня средства массовой информации. СМИ значительно превосходят по степени влияния прежних агентов социализации - старшее поколение, предшественников. Возникает вопрос: почему просвещенный российский студент и специалист, постоянно взаимодействующий и использующий результаты научно-технического прогресса (автомобили, роботизированное оборудование, компьютеры, телефоны и т.д.) подвержен дологическому, мифологическому мышлению? Ответов на этот вопрос в научной и публицистической литературе много. Попытаемся некоторые из них артикулировать. Современный мир человека стал неопределенным и неустойчивым, это мир риска и разнообразия, что порождает желание сделать свою жизнь более определенной и прогнозируемой [Бек 2000]. Множество факторов, явных и латентных, влияют на существование конкретного человека, а он старается использовать различные формы знания и практик для поиска возможностей контролировать условия своей жизни. С этой целью используются полученные в процессе образования научные знания, но современное знание не универсальное, а специализированное: общие представления об объективных законах мира человек получает в системе всеобщего среднего образования, а система высшего образования готовит специалиста в определенной области. По этой причине человеку чаще всего приходится обращаться к экспертам, специалистам по определенным проблемам (юристам, техническим 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz