Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
• интересуются публикациями и телепередачами об аномальных, паранормальных и загадочных явлениях; • прислушиваются к советам астрологов, экстрасенсов, магов, колдунов, знахарей. К христианам отнесли себя 75% из опрошенных; не дали ответа - 25%. Посещают церковь, %: • регулярно - 9; • иногда - 9; • только если возникает духовная потребность - 37; Верят в Бога, но церковь не посещают - 33, не ответили - 12. Верят в Бога 55% респондентов; верят в некие высшие силы, высший разум - 22%; верят в то, что есть еще непознанное, оказывающее влияние на нашу жизнь - 14% респондентов. Следовательно, 91 человек, работающие на станции, верят в некие высшие силы, детерминирующие их жизнедеятельность. Только 6 человек не верят ни в Бога, ни в высший разум. А еще 3 человека не ответили на этот важный вопрос. Из числа опрошенных 52 человека считают, что культура и нравственность человека связаны с его верой в Бога, и только 37 человек связывают культуру и нравственность человека с образованием и рациональным мышлением. Остальные затруднились с ответом. Умберто Эко писал, что «те, кто больше не верит в Бога, верят во все подряд» [Эко, 2007]. Верят в нулевой год, в алхимию, в экстрасенсов, в тамплиеров, в Предание, в Гермеса Трисмегиста, в Третью тайну. Но У.Эко ошибся: наши респонденты верят в Бога, считают себя православными и не верят в Бога и «верят во все подряд». Е.В.Чурсина проводила, наряду с анкетным опросом, интервью, в котором участвовало 9 человек (5 женщин, 4 мужчин), тоже работники КАЭС. Результаты анализа текстов интервью во многом совпали с результатами анкетного опроса: подтвердилась большая суеверность женщин по сравнению с мужчинами (суеверны 4 из 5 женщин и только 1 мужчина из 4). Возраст, образование, семейное положение, наличие детей, профессия не оказывают влияния на самооценку суеверности информантов. Все 9 человек идентифицируют себя как православных, но 4 человека не верят в Бога. Вера или неверие в Бога не влияет на определение себя как суеверных или несуеверных. Целью (или мотивом) использования соответствующих действий (в частности, прогностических) для группы суеверных информантов является, в первую очередь, психологическая поддержка: суеверия помогают в стрессовых ситуациях и придают уверенность. Группа суеверных информантов положительно относятся к соответствующим практикам и суевериям в целом. Информанты из числа несуеверных относятся к ним негативно, хотя иногда и используют, например, метеорологические приметы, связанные с поведением животных. Источниками знакомства с суевериями, по данным респондентов, выступают, %: • старшее поколение (родители, бабушки, дедушки) - 35; • друзья, коллеги - 8; • TV, Интернет, литература: телепередачи, сайты в Интернете, статьи, посвященные паранормальным явлениям, мистике, магии и т.д. - 29; • собственный опыт - 3. 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz