Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; вера в причину и последствия, где никакой причинной связи не видно» [Даль, 2002]. Изучением возникновения и сохранения суеверий в современном мире занимаются специалисты разных областей знания: историки, этнографы, социальные психологии, социологи, религиоведы и т.д. Существует большой пласт русской и зарубежной литературы XIX, XX, XXI вв. посвященной этим проблемам. Поиск в русскоязычном Интернете по исследованиям суеверий дает 760 тыс. результатов, что позволяет оценить интерес к данной теме. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с существующими суевериями у современных образованных людей. Используются результаты социологических исследований, проведенных студентами, обучавшимися на специальности «социология» в КФ ПетрГУ под руководством автора этой статьи. В 2008-2009 гг. Г.А.Семина изучала магические практики молодежи с высшим образованием, а в 2012-2013 гг. Е.В.Чурсина - суеверные практики студентов КФ ПетрГУ и работников КАЭС. На наш взгляд, результаты достаточно показательны. Они позволяют констатировать, что все опрошенные в той или иной степени пользуются в своей практике суевериями: обращаются к целителям и магам, читают гороскопы и книги по оккультизму, смотрят соответствующие телевизионные программы, считают, что «просыпал соль - к ссоре» и т.д. Это не только знание определенных практик, но и их использование в своей повседневной жизни. Студенты КФ ПетрГУ При изучении суеверных практик студентов использовался метод опроса - полуструктурированное интервью. Информанты - 9 студентов старших (4-5) курсов разных специальностей. Результаты исследования показали, что существуют две категории студентов: одна из них - верящая в приметы, другая - знающая о существовании суеверий, но не верящая в их реальную эффективность и не использующая на практике свои знания. При этом последние считают, что приметы служат для того, чтобы снять ответственность с самого человека. Суеверные студенты думают, что приметы служат для того, чтобы приобрести уверенность в себе, для самовнушения, что позволит получить наилучший результат, то есть искренне верят в эффективность суеверий. Есть третья категория - они используют приметы, не рефлексируя, а только по той причине, что их обучали этому с самого детства. Источником знаний о приметах является старшее поколение, то есть родители, бабушки и дедушки и ближайшее окружение - друзья и сокурсники. Экзаменационная сессия - период времени, когда приметы наиболее значимы (Лис, Разумова, 2000). Мотивы использования суеверий во время экзаменационной сессии студентами-информантами позволяют разделить их на три группы. Первая группа студентов использует суеверия и считает их эффективными. Вторая группа - используют суеверия в жизненных ситуациях, но не считают, что данный метод эффективен во время экзаменационной сессии. Они полагаются только на собственные знания, но, тем не менее, обращают внимание на приметы, которые придают уверенности: «... Человеку это придает уверенности и заставляет чувствовать себя спокойнее», помогают преодолеть 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz