Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
включающей около 250 тысяч книг, не считая архивных материалов. Позже она была объединена с библиотекой Политехнического музея. ИОЛЕАЭ просуществовало всего 68 лет. В 1931 г. по решению властей оно было объединено с Московским обществом испытателей природы. Формальным основанием для объединения послужило то, что научные задачи обоих обществ во многом повторяли друг друга. Представители обществ не только тесно взаимодействовали между собой, но и часто одновременно являлись членами обеих организаций. * * * ИОЛЕАЭ сыграло огромную роль в деле изучения народов Российской империи. Антропологические и этнографические изыскания проводились сразу двумя отделами Общества, которые собирали и публиковали записи фольклора, описания жилища, одежды, обрядов из разных регионов страны, составленные местными корреспондентами или сотрудниками антропологического и этнографического отделов. Кроме проведения исследований в данных областях, ИОЛЕАЭ задавалось целью содействовать популяризации результатов этих наук в российском обществе [Устав..., 1868] и расширить культурные и этнические представления «как относительно собственно русских народностей, так и инородцев Империи» [Записка..., 1913: 2]. На Кольском полуострове ИОЛЕАЭ также оставило свой след. Хотя большинство исследований саамской этнографии проводилось под эгидой Русского географического общества, от ИОЛЕАЭ на Север были направлены три выдающихся деятеля, имевших ключевое значение для антропологического и этнографического изучения аборигенного населения российской части Лапландии: А.И.Кельсиев, Н.Н.Харузин и его сестра В.Н.Харузина. Несмотря на немалое количество этнографических описаний саамов Кольского полуострова, сделанных до второй половины XIX в., можно сказать, что в России на тот момент не существовало научных попыток представить их антропологические и этнографические особенности. Кольские саамы были также крайне слабо представлены в музейных экспозициях этого времени. На Русской этнографической выставке 1867 г. (первом масштабном научно просветительском мероприятии в отечественной этнографии), организованной комитетом ИОЛЕАЭ в Москве, саамы были представлены всего одним манекеном, при том что общий фонд выставки включал около 300 манекенов, 450 комплектов и деталей одежды, 1100 предметов быта и 1600 фотографий. Манекен изображал саамскую женщину у своего жилища в суконной нижней рубашке и верхнем суконном кафтане с откидными рукавами, в чулках и кожаных башмаках [Этнографическая выставка..., 1878: 40]. Хотя манекен претендовал на точное отражение саамской антропологии и был окружен подлинными предметами традиционной одежды, этого материала было явно недостаточно для того, чтобы делать какие-либо выводы об антропологических характеристиках кольских саамов и реалиях их быта. Дефицит информации о народах Российской империи должен был быть восполнен при подготовке к Антропологической выставке 1879 г. Для изучения антропологических и этнографических материалов от ИОЛЕАЭ в разные концы страны отправились представители самых разных научных дисциплин. Среди них был начинающий антрополог А.И.Кельсиев, который в 1876 г. побывал 191
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz