Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))

находятся истории семей и генеалогические разыскания. Краеведческая активность включает создание кружков, любительских объединений, обществ и т.п. Это «форма общения интеллектуалов» (с.22) и - шире - способ социальной интеграции культурных сил, так как историческое краеведение объединяет специалистов разных сфер научно-образовательной и просветительской деятельности с непрофессионалами, творцов с потребителями, создателей идей с распространителями и т.д. В «Записках краеведа» много места отводится взаимодействию исследователей с архивами, музеями. Оно носит явно неформальный характер: «В отношениях архивистов и краеведов должны господствовать доверительность, взаимопонимание, желание пойти навстречу друг другу. Обидно, когда на твою просьбу помочь, найти определенный материал тебе отвечают отрицательно <...>. Краевед не должен что-то делать тайком: не имеет морального права присвоить что-либо из архива. Но и архивисты должны быть помощниками краеведов. Особенно в читальных залах. Здесь должны работать добрые и отзывчивые люди, а не те, с кем не срабатываются в других отделах» (с. 158); «В отношениях краеведов с музейщиками должны господствовать не просто доброжелательность, но и взаимоуважение и взаимопомощь при условии полного доверия. И когда такой контакт есть, то и результаты будут отличными» (с. 176). Это при всем том, что «помощь», по сути, является институциональной, формальной функцией соответствующих учреждений и их персонала. Акцент на «теплых» отношениях можно связать с тем, что А.А.Киселев все время подчеркивает свойство неофициальное™ краеведения, в отличие от официальности «большой» истории. Одной из важных сторон обратной связи является переписка. «Как правило, на все письма я отвечал и, чем мог, старался помочь», - пишет автор. Его корреспонденты - «люди, интересующиеся историей Мурманского края», и различные организации (с.271-272). Историк находится в постоянном диалоге с читателями, которые обсуждают с ним результаты работы, вносят уточнения, соглашаются, благодарят или спорят. По откликам определяются актуальные, с точки зрения потребительского спроса, исторические темы: «Из переписки последних лет мне больше всего хлопот принесли две темы по краеведению - история Второй мировой войны и судьбы репрессированных в 1930- 1950-е годы» (с.283). Одним из главных оснований для противопоставления краеведения «чистой» науке, институциональная цель которой - расширение достоверного знания (Р.Мертон), - является приоритет общественного служения. Оно, собственно, и является целью краеведения (или одной из двух целей: «люби и знай свой край»), В любом случае воспитательная задача признается итоговой: «Давая массу фактического материала для раскрытия общих процессов и закономерностей в прошлом, краеведение помогает лучше понять и современные процессы, события и явления. В итоге краеведение помогает конкретнее осознавать исторические факты и причинно-следственные связи, формировать независимое мировоззрение, вырабатывать активную жизненную позицию, сознательное отношение к общественному долгу» (с.331). Для подтверждения гражданских установок у краеведов имеются авторитетные прецедентные цитаты - высказывания «больших ученых» о том, что «истинное краеведение всегда краелюбие» (С.О.Шмидт) [Краеведение..., 2004] и «школа 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz