Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))

Бурное развитие исторической антропологии, современной методологии истории в настоящее время дает возможность новым поколениям исследователей, которые работают на конкретном локальном материале, освободиться от комплекса «вспомогательности» своей области знания и «второстепенности» объекта. Разумеется, речь идет о тех, кто имеет специальное образование и профессию историка. Во-первых, они (подчеркнем - независимо от места работы и жительства) изучают «глобальные» процессы истории формирования и трансформации регионов и региональных общностей различного масштаба, проблемы регионального самоопределения. Во-вторых, в так называемых, региональных исследованиях на конкретном эмпирическом материале нередко разрабатываются ключевые методологические вопросы исторической науки. Тем самым понятие «историческое регионоведение», которое на время заменило обозначение «историческое краеведение», применительно к области профессионального знания во многом лишается смысла. Социальное поле исторического краеведения Если рассматривать историческое краеведение как исследовательское субполе, не обойти вниманием аспекты его функционирования, то есть вопросы о «заказчиках» и «потребителях» краеведческого знания. Социальный заказ на те или иные исследования или компилятивные труды может быть как местный, так и общегосударственный. В последнем случае он делается опосредованно - через органы местной власти. Профессиональный путь, описанный А.А.Киселевым, показывает, что в инициировании исследований велика роль юбилейных мероприятий государственной и областной значимости. Юбилейный календарь во многом обуславливает актуальность тематики и обеспечивает историка работой. Историк, в свою очередь, поддерживает преемственную цельность региона и его значимость для страны в целом. В частности, к 60-й годовщине Октябрьской революции готовилась книга «Очерки истории Мурманской организации КПСС», над которой работали мемуарист и его коллеги [Очерки..., 1969]. А.А.Киселев пишет и о влиянии политических кампаний на тематику исторических исследований (с.38-39). В планы юбилейных мероприятий обычно включаются книги о юбилярах, в роли которых выступают не только личности, но предприятия и организации. Так, в период расцвета Мурманского тралового флота (в 1970-е гг.) к его 50-летию в план мероприятий была включена книга по его истории [Киселев, Краснобаев, 1973], а накануне 70-летия (в 1990 г.), как пишет А.А.Киселев, рыбаки обратились с просьбой подготовить 2-е издание, но «...последующие события, развал СССР, кризис в рыбном хозяйстве отложили это дело до лучших времен» (с.96-99). К юбилеям городов области (Мурманска, Кировска, Мончегорска) в свое время был приурочен выпуск серий историко­ библиографических брошюр, которую готовил А.А.Киселев в соавторстве с краеведом-библиографом областной библиотеки Л.В.Дрябезговой. Для исполнителей-историков заказчиками такой работы в советское время чаще выступали издательства, выполнявшие функцию посредников в передаче социального заказа. Они же заботились о том, чтобы издание нашло потребителя. В послереформенный период инициатива во многом перешла 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz