Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
А.Е.Ферсману было присуще стремление детально изучить историю исследуемого вопроса, поэтому он нередко обращался к трудам ученых XVII- XVIII вв. Исключительная научная эрудиция А.Е.Ферсмана не раз поражала и восхищала его собеседников. Над своими книгами он работал в течение многих лет, а порой и десятилетий. Восхищает и его привычка делать подборки по темам в отдельные папки, куда он собирал документы, выписки из книг и статей и куда записывал свои заметки по данной теме. Известно, что подборку материалов о роли камня в истории культуры он собирал в течение 35 лет в различных архивах, музеях, отечественных и зарубежных месторождениях, в ювелирных и гранильных фабриках и мастерских. В итоге А.Е.Ферсман собрал свыше 20 ООО различных текстов, более тысячи фотографий, карт и рисунков; его личный архив, хранящийся в Архиве РАН, поражает обилием информации, в нем содержится множество папок с материалами по темам: «Цвета природы», «Пегматиты щелочной магмы», «Хибины» и др. Последняя подборка, состоящая из 24 папок, замышлялась как историко-географическая монография, посвященная научному и промышленному освоению Хибин - делу, которому А.Е.Ферсман, по его воспоминаниям, «отдал почти безраздельно 20 нелегких лет своей жизни и работы» [Ферсман, 1941: 11]. Эти черты академика А.Е.Ферсмана получили свое развитие, видимо, еще и потому, что немалое место в его жизни занимала многолетняя педагогическая деятельность: он был профессором Народного университета им. Шанявского, Высших женских курсов («Бестужевских»), Петроградского университета, Географического института, эпизодически читал лекции в Ленинградском горном институте, Уральском геолого-разведочном институте (г.Свердловск, ныне - Екатеринбург) и других вузах. Загруженность научной и организационной работой в отдельные периоды отвлекала А.Е.Ферсмана от преподавания, но и тогда он находил время, чтобы выступить с лекциями для студентов и научных работников, рудничных геологов и бойцов на фронте во время войны. Его лекции отличались не только глубиной и оригинальностью содержания, но формой подачи. Энтузиазм и его эмоциональная настроенность производили сильное впечатление на слушателей: о замечательных лекциях Ферсмана вспоминают многие геохимики, минералоги, специалисты. К примеру, в далеком 1922 г., когда молодая социалистическая Россия только вступила в эпоху экспериментов и поиска путей для нового миропорядка, А.Е.Ферсман в своей зажигательной речи на годичном собрании Географического института 30 января говорил: «Я вижу эту науку как мощный государственный механизм, я вижу всемогущую власть ее и ее деятелей, могучее подчинение науке всех элементов государственной жизни, торжество мысли и духа, творческих порывов. В этом будущем строителем жизни будет ученый, не оторванный от окружающего мира, а тесно связанный с ним; он будет иметь свое право владеть этим миром, ибо только его достижениями будет этот мир жить...» [Ферсман, 1922: 7]. 3. Научно-историческая исследовательская работа. Еще в 1930-е гг. академик А.Е.Ферсман сформулировал «Основные задачи Кольской базы Академии наук СССР», где в перечень запланированных исследований в области культуры внес изучение экономики, быта и языка коренного населения Кольского полуострова - саамов, коми-ижемцев, поморов, определив, таким образом, историко-филологическое и этнографическое направление 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz