Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
журналистской работой. «Работа в редакциях радио и газеты в 1951-1953 годах была моим вторым шагом на пути к настоящему краеведению <...>, - пишет он, - в послевоенном Мончегорске я узнал информационную ценность краеведения, научился, может быть, элементарно излагать свои мысли на бумаге» (с.32). На этом этапе начинающему краеведу, по его признанию, не хватало знаний, общего образования, общей культуры, профессиональной подготовки. Следующим этапом можно считать получение специального образования и работы по профилю, причем по двум направлениям: партийно управленческому (в партшколе) и историческому (в университете). Особенность биографической траектории рассматриваемого типа - ее раздвоенность в известный период. А.А.Киселев был партийным работником и в свободное от партработы время - школьным учителем. Эти линии можно было бы считать параллельными, если бы один вид деятельности не подкреплял другой, прежде всего, в отношении возможностей информационного обеспечения и расширения коммуникаций. Работа школьным учителем способствовала знакомству со школьным краеведением, которое, по мнению А.А.Киселева, «было тогда на первобытном уровне: ни учебников, ни пособий, ни программ» (с.33). В процессе занятий со школьниками у него «стал появляться настоящий осознанный интерес к краеведению» (с.33). Переезд в Мурманск и поступление в аспирантуру знаменуют новый этап жизненного пути мемуариста. Основным мотивом, одновременно цементирующим всю биографию, выступает «тяга к краеведению». На этой ступени профессионального становления открывается собственно научный аспект краеведческой деятельности: «Работа с историческими документами мурманских архивов позволила мне понять еще одну сторону краеведения - научно-исследовательскую» (с.35); «Я понял, что вузовское историческое краеведение - это уже не любительское занятие, а точная и строгая наука» (с.39). Краеведческая деятельность проблематизируется, в первую очередь, в контексте текущей ситуации в науке и образовании 1960-1970-х гг. В частности, одной из главных проблем А.А.Киселев считает осуществление научных публикаций (ограниченные возможности). К стимулирующим обстоятельствам он справедливо относит активизацию краеведения в период оттепели. Краеведческие уроки стали обязательными для средней школы, и появилась потребность в методических разработках. Процесс формирования профессионального историка-краеведа был завершен, во-первых, по достижении необходимого уровня знаний, во-вторых, по степени вовлеченности в определенные виды деятельности: «К своему сорокалетию - в 1966 году - я стал более-менее настоящим краеведом: знал всю местную литературу, основные архивные источники, газетный и брошюрный фонд, музейные материалы», а также «поддерживал тесную связь с районами и городами области, часто ездил на встречи с учителями и старожилами, читал много лекций по линии общества «Знание» <...>, часто бывал в школах» (с.40). Субъект и объект краеведения, «центр» и «периферия» Одним из ключевых в проблемном поле, связанном со статусом краеведения, является вопрос о «любительстве» и «профессионализме» данного вида деятельности. С формальной точки зрения, профессионалом может
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz