Труды КНЦ вып.15 (ЭНЕРГЕТИКА вып. 2/2013(15))

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ УДК 621.311 О.В. Залесова, М.В. Якубович ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕКТРАЛЬНОГО СОСТАВА ТОКА В РЕЛЬСАХ Аннотация Выполнен анализ спектрального состава токов электровозов, когда на участке железной дороги находятся два электроподвижных состава. Дана оценка влияния работы одного электровоза на частотный спектр тока второго электровоза, находящегося на том же участке железной дороги. Ключевые слова: железная дорога, электромагнитное влияние, высшие гармоники O.V. Zalesova, M.V. Yakubovich EXPERIMENTAL RESEARCH OF FREQUENCY SPECTRA OF CURRENTS IN RAILS Abstract The frequency spectra of electric locomotives currents have been investigated when two trains moved by the railway section. The influence of one electric locomotive on the current frequency spectrum of another electric locomotive locating on the same section of the railway has been evaluated. Keywords: railway, electromagnetic influence, harmonics Тяговая сеть переменного тока 125 кВ является источником мощного электромагнитного поля, которое оказывает существенное влияние на контактные сети соседних путей многопутных участков, линии связи и проводного вещания, цепи сигнализации, централизации и автоблокировки (СЦБ), расположенные вблизи линии электропередачи (ЛЭП), и другие смежные линии различного назначения. Это полностью несимметричная цепь, в качестве обратного провода которой используются рельсы. Электромагнитное влияние, оказываемое таким видом тяговой сети, считают наиболее опасным. Уровень наведенного напряжения на проводах смежных линий, подверженных электромагнитному влиянию тяговой сети переменного тока, в большой степени зависит от уровня гармоник тока, протекающего в сети, и его распределения между рельсами и землей. Ток тяговой сети формируется в результате наложения собственных колебаний системы на основной ток, потребляемый выпрямительными электровозами [1]. Спектр основного тока действующей тяговой сети подвержен непрерывным изменениям, что объясняется непостоянством нагрузок, которые, в свою очередь, зависят от того, каким является состав (грузовой или пассажирский), сколько он содержит вагонов, в каком режиме работает электровоз, а также от числа электровозов на дистанции и их взаимного расположения. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz