Труды КНЦ вып.15 (ЭНЕРГЕТИКА вып. 2/2013(15))

Продажа мощности квалифицированных генерирующих объектов будет осуществляться путем заключения договоров, аналогичных договору предоставления мощности (ДИМ) с параметрами, установленными государством. В рамках этого механизма новые электростанции будут получать с оптового рынка фиксированный высокий доход в течение нескольких лет. Такой механизм сейчас действует в тепловой энергетике и гарантирует инвесторам возврат их вложений. Окончательный вариант поддержки ВИЭ по состоянию на конец 2012 г. еще не определен. Закон также предусматривает субсидирование затрат на подключение к сетям малых ГЭС мощностью менее 25 МВт и возможность покрытия других расходов из федерального бюджета. На сетевые организации возложены обязательства покупки энергии ВИЭ на рынке. Создание законодательной базы в области возобновляемой энергетики послужит толчком к развитию малой гидроэнергетики и привлечет большой российский и зарубежный бизнес. Но кроме государственной поддержки нужна поддержка и на местах. Пока немногие региональные органы управления готовы пойти на это, так как местные администрации в удаленных регионах получают бюджетные дотации на завоз дизельного топлива для электростанций и не заинтересованы во внедрении ВИЭ. Для изменения такой ситуации, по мнению ведущего специалиста в области малой гидроэнергетики П.П.Безруких, необходимо утвердить “порядок”, по которому средства на закупку топлива в объеме замещения за счет ВИЭ оставались бы в регионах, но использовались только на расширение производства энергии на базе возобновляемых источников энергии. Несмотря на это, в некоторых регионах уже разработаны собственные законы, регулирующие применение возобновляемых источников энергии. Так, например: • в Алтайском крае еще 3 января 2001 г. принят закон «Об энергосбережении, повышении эффективности использования топливно­ энергетических ресурсов в Алтайском крае»; • в Амурской обл. в 2005 г. принят закон «О развитии нетрадиционных возобновляемых источников энергии в Амурской области»; • распоряжением правительства Белгородской обл. № 300-рп от 19 июля 2010 г. установлены «экотарифы» на электрическую энергию, выработанную на базе ВИЭ; • в Калужской обл. начали разрабатывать аналогичные документы. Необходимо также наряду с государственной целевой программой развития возобновляемой энергетики разрабатывать и региональные программы. Нестабильность и непредсказуемость российского законодательства является основным тормозом для инвесторов, вкладывающих средства в ВИЭ. Инвесторам необходима государственная поддержка, которая позволила бы им обеспечить финансовую защищенность инвестиций. В настоящее время возобновляемые источники энергии пока еще неконкурентоспособны, так как находятся в неравных условиях с традиционными электростанциями, работающими на органическом топливе и ежегодно получающими дотации из федерального бюджета. С изменением этого положения и доработкой законодательной базы наступит новый этап развития возобновляемой энергетики в России. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz