Труды КНЦ вып.15 (ЭНЕРГЕТИКА вып. 2/2013(15))

при этом потребление жилищно-коммунального сектора города составило 674 тыс. Гкал (62.2%), а на нужды промышленности отпущено 409 тыс. Гкал (37.8%). Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов в городе показывает, что за последние годы произошло существенное изменение структуры тепловых и электрических нагрузок. Наиболее значительный спад потребления электроэнергии произошел в промышленном секторе - 18%, в то время как в жилом фонде - 11% и нежилом - 10.6%. Потенциал энергосбережения по тепловой энергии составляет 14.7% [5]. На протяжении последних 20 лет в г.Апатиты уделялось значительное внимание вопросам энергосбережения, в том числе обучению школьников, а также реализации ресурсосбережения учреждениями бюджетной сферы на основе перехода от расчетного теплопотребления к фактическому, поскольку в этом случае был понятен основной выгодоприобретатель - дотационный бюджет муниципального образования. Интересен опыт Кольского научного центра (КНЦ) РАН, теплопотребление объектов которого составляло к началу 1990-х годов до 10% потребления всего города Апатиты и который снизил расход энергии более чем в два раза за счет организационных, организационно-технических (переход от расчетного теплопотребления к фактическому, ремонт кровель, установка стеклопакетов, дверей и тамбуров, оптимизация работы приточной вентиляции) и собственно энергосберегающих мероприятий (затратных): установка клапанов с суточным циклом регулирования; организация недельного цикла регулирования (в рабочие и в выходные дни); отказ от центрального горячего водоснабжения и переход на местные электроводонагреватели [ 6 ]. В городе Апатиты имеется также опыт точечного (локального) внедрения энергоэффективных проектов с привлечением инвестиций Северной экологической финансовой корпорации (NEFCO) на принципах паритетного софинансирования (50% в качестве «условного гранта») с обязательством образования револьверного фонда (револьверное кредитование за счет достигнутой экономии от энергосберегающих проектов). В период с 2000 по 2007 г. при помощи Кольского центра энергетической эффективности (КЦЭЭ) были реализованы три проекта, однако только в 2006 г. был разработан механизм возврата внебюджетных финансовых средств, который позволил трансформировать образовавшуюся в период 2001-2004 гг. задолженность города Апатиты в размере 3200 тыс. руб. в энергосберегающие мероприятия по утеплению контуров зданий муниципальных учреждений. Вступивший в силу Жилищный кодекс РФ существенно изменил отношения между потребителями и поставщиками энергоресурсов, что обусловило необходимость значительной корректировки целевой программы энергосбережения города Апатиты, тем более что изменились и инвестиционные условия NEFCO (переход на процентное кредитование). Привлечение иностранных инвесторов, в частности NEFCO, осуществляющей финансирование энергосберегающих проектов под 3% годовых в интересах стран Северного региона, осложняется тем, что муниципальные образования обычно не имеют возможности выступать в качестве заемщика. В соответствии с п.2 статьи 103 Бюджетного кодекса РФ государственные и муниципальные внутренние заимствования осуществляются только в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств. Вместе с тем, оформление городским 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz