Труды КНЦ вып.15 (ЭНЕРГЕТИКА вып. 2/2013(15))

20000 Ом^м). Сопротивление растеканию току заземляющих устройств опор ВЛ имеет порядок десятков и сотен омов, и во многих случаях значительно превышает нормируемые значения. По всей трассе линия защищена грозотросом, марка провода ТК-70. Трос по проекту заземлен наглухо на всех опорах, однако обследование показало, что на двух анкерных опорах трос присоединен только с одной стороны, а на шести анкерах грозотрос преднамеренно изолирован от опор с разрывом сплошности. Так как сам грозотрос ТК-70 имеет достаточно высокое погонное сопротивление (порядка 2 Ом/км), эквивалентное сопротивление опоры, объединенной в группу с другими опорами, будет стремиться к конечной величине независимо от числа опор в группе. Это сопротивление определяется индивидуальным сопротивлением каждой опоры и схемой заземления грозотроса на опору. Так, при сопротивлении одиночной опоры 250 Ом (это значение подтверждается результатами измерения на опорах без грозотроса) и двухстороннем соединении ее тросом к соседним опорам, минимальное сопротивление будет иметь значение порядка 7 Ом. Если при тех же условиях опора подключена к грозотросу только с одной стороны, то ее минимально возможное сопротивление будет в два раза выше (14 Ом). Измерения и расчеты наведенных напряжений показывают, что даже при групповом сопротивлении опор, объединенных грозотросом, порядка 10 Ом наведенные напряжения превышают допустимые 25 В в 2-3 раза. Для снижения уровня наведенного напряжения до допустимого эти сопротивления должны составлять доли или, по крайней мере, первые единицы ома. Для этого индивидуальное сопротивление заземлителей каждой опоры в группе должно иметь значение не более 10 Ом, как в средней полосе России. В условиях прохождения Л-226 это означает создание у каждой опоры заземляющего устройства, сравнимого по размерам с ЗУ подстанции с диагональю в сотни метров. На величину наведенного от спецЛЭП напряжения определяющее влияние оказывает также удельное сопротивление грунта. Чем оно выше, тем глубже проникает ток в землю, тем больше площадь петли тока и тем больше влияние спецЛЭП на Л-226. Этот фактор не удастся изменить никаким образом. Приведенные аргументы доказывают, что проекты по снижению наведенных напряжений ниже опасного уровня путем сооружения дополнительных ЗУ у опор Л-226 практически не реализуемы, так как требуют огромных капиталовложений и регулярного дополнительного обслуживания, поэтому их разработка не целесообразна. Линия Л-226 идет в одном коридоре с линией класса напряжения 330 кВ Л-401. Суммарный коридор совместного следования составляет 67 км, расстояние между осями ВЛ составляет 40 м, но есть участок длиной порядка 10 км, на котором расстояние между осями увеличивается до 350-650 м. Линия Л-226 входит и выходит из коридора с Л-401 практически под прямым углом, поэтому при учете влияния Л-401 учитывается только участок их совместного следования. На участке совместного следования на Л-226 выполнено две транспозиции, на Л-401 - также две транспозиции. Транспозиции линий не синхронны, т.е. имеется пять участков с различным взаимным расположением фазных проводов. Взаимное размещение линий и места выполнения измерений (номера опор Л-226) за период измерений с 2010 по конец 2012 года по трассе линии, подверженной влиянию Л-401 и спецЛЭП, приведены на рис. 1. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz