Труды КНЦ вып.14 (ОКЕАНОЛОГИЯ вып. 1/2013(14))

были “движущей силой” Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг. Немецкий ботаник и поэт Адальберт фон Шамиссо следовал с российской экспедицией 1815-1818 гг., отчет по которой позже стал достаточно знаменит. В те времена, как и сейчас, научное сообщество в Европе было открытым и всемирным, оно предлагало “свободный рынок” из лучших и наиболее смелых молодых ученых и исследователей. Король Дании использовал силу убеждения немецких проте­ стантских миссионеров, которые от его имени передавали эскимосам учение Иисуса Христа. Миссионеры не только изучали язык и культуру эскимосов, но также исследовали Гренландию, а за ними уже последовали немецкие геоло­ ги, подданные датской короны. Этап 2. Национальные экспедиции до Первой мировой войны (1914 г.). Немецкие китобойные судна занимались промыслом у берегов Шпицбергена, в XVIII веке постепенно сдвигаясь к Гренландии и Лабрадору. Эти мероприятия вовсе не способствовали развитию общедоступности науки, так как информация, приобретенная во время экспедиций китобойного промысла, была в значительной степени засекреченной. Во второй половине XIX века в Германии возрос нацио­ нальный, научный и коммерческий интерес к полярным регионам. Журналист Август Петерманн, интересовавшийся географией, был, пожалуй, самым убеж­ денным пропагандистом немецких исследований. Он выступал за необходимость заполнения белых пятен на картах полярных территорий и присвоению исследо­ ванным местностям немецких названий. Германия никогда не владела арктиче­ скими территориями, но, несмотря на это, она была заинтересована в использо­ вании существующих и в поиске новых морских путей из немецких портов на Дальний Восток. В те времена было широко распространено убеждение о суще­ ствовании незамерзающего канала через Северный полюс, как было изложено в предписании о мореплавании Петерманна для немецкой северной полярной экспедиции конца 1860-х гг. Он полагал, что морской лед в основном происхо­ дил от берегов, и, следовательно, поэтому он окружает континенты, оставляя преимущественно центральную часть Северного Ледовитого океана свободной от льда. Первый краткий исследовательский рейс проходил под руководством Карла Кольдевея в 1868 г. на судне “Грёнланд” (построено в 1867-1868 гг. в Норвегии; с 1973 г. - экспонат Немецкого музея мореплавания в Бремерхафене). Судно “Грёнланд” (рис. 1) по-прежнему на ходу. Вторая экспедиция состоялась в 1869-1870 гг. с участием двух судов, “Ханса” и “Германия”. Достаточно быстро они попали в ледовую ловушку в районе Западно-Гренландского те­ чения и их пришлось оставить. Тем не менее, ученым удалось исследо­ вать большую часть северо­ восточного побережья Гренландии. В 1871 году немец Карл Вейпрехт и австралиец Юлиус фон Пауэр со­ вершили научный рейс к Шпицбер­ гену и Новой Земле, и в 1872-1874 гг. совместно Рис. 1. Встреча старейшего и но- вей-шего немецких исследовательских

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz