Труды КНЦ вып.14 (ОКЕАНОЛОГИЯ вып. 1/2013(14))

взаимозависимы. Так, в условиях потепления и сокращения ледового покрова усиливается циклоническая активность в атмосфере, возрастают разгоны волн и увеличивается продолжительность штормового сезона. Поэтому при наличии четко выраженных климатических тенденций технико-экономические и экологические обоснования проектов освоения шельфа должны постоянно корректироваться. Эти соображения непосредственно относятся к двум важнейшим проек­ там, осуществляемым на Баренцевом море - освоению Штокмановского газоко­ нденсатного и Приразломного нефтяного месторождений. Оба они находятся на подготовительной стадии уже более 20 лет. Сведения об истории этих проектов и их экологическом сопровождении приведены в работе (Матишов и др., 2009). В ходе разработки Штокмановского проекта несколько раз менялся состав операторов, пересматривались сроки начала добычи газоконденсата, схемы его транспортировки, размещения береговых терминалов и завода по сжижению газа. По состоянию на начало 2012 г. еще не было принято окончательное решение о сроках строительства и ввода добычного комплекса. Такая неопределенность связана прежде всего с изменениями экономической ситуации: скачкообразными изменениями цен на нефть, освоением в США нового сырья - сланцевого газа, что ведет к снижению спроса на сжиженный природный газ. Почти таким же затяжным стало освоение Приразломного месторождения, открытого в 1989 г. Основным объектом его обустройства является морская ледостойкая нефтедобывающая платформа “Приразломная”, с которой будет пробурено 40 наклонно-направленных скважин. В августе 2011 г. она была отбуксирована из Мурманска в район добычи, в марте 2012 г. началось бурение первой скважины. За прошедший период в Баренцевом море изменялась не только экономи­ ческая, но и природная обстановка. Штокмановский район отличается высокой изменчивостью ледовых условий. Так, в работе (Научно-методические ..., 1997) отмечено, что за 1934-1989 гг. в 43 % случаев дрейфующие льды здесь не наблюдались в течение года, т. е. вероятность появления льда хотя бы в одном из месяцев превышала 50 %. Вместе с тем, по имеющимся у нас данным о ледо­ вом покрове Баренцева моря, за период с 1977 г., освещенный непрерывными спут­ никовыми наблюдениями, эта вероятность снизилась до 30 % (10 лет из 35). Од- новре-менно возрастает опасность айсбергов, так как при потеплении климата ускоряется разрушение береговых ледников арктических архипелагов. По мно­ голетним данным, айсберги в центральной части Баренцева моря распространя­ ются к югу до параллели 72о, т. е. значительно южнее Штокмановского района (Abramov, 1992). Приразломное месторождение, в отличие от Штокмановского, находится в районе с тяжелыми, но более стабильными ледовыми условиями. Здесь, как правило, с ноября по июнь формируется сезонныйледовыйпокров, параметрыкоторого хо­ рошоизученыпорезультатаммноголетнихизысканий(Изменчивость ...,2004).Потепление в этой части моря может привести к сокращению ледового периода, уменьшению тол­ щины льдов, взломам припая с образованием мощных торосов, усилению штор­ мовой активности на открытой воде, преимущественно осенью и в начале зимы. В целом же положительная климатическая аномалия способствует более эффективному проведению всех работ на шельфе - поиску и разведке, установке и эксплуатации стационарных платформ, транспортным операциям, прокладке трубопроводов. Если потепление будет развиваться, то станут доступными

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz