Труды КНЦ вып.14 (ОКЕАНОЛОГИЯ вып. 1/2013(14))

1985 1990 1995 2000 2005 2010 гг. Рис. 12. Динамика перевозки грузов по Северному морскому пути (млн т) в 1985-2010 гг. Большие морские экосистемы. Сегодня биологическая и промысловая океанография во многом базируется на теории больших морских экосистем. В Арктике к России прилегают семь больших морских экосистем. Их границы четко определены (Matishov et al., 2003; Denisov, Shavikin, 2005; Makarevich, Krasnov, 2005; A global ..., 2005). Концепция больших морских экосистем базируется на пяти модулях (“ки­ тах”). Она сложилась в результате признания учеными и практиками (К.Шерман, Г.Хемпель, Г.Матишов и др.) фактов переэксплуатации биоресурсов практически повсеместно в промысловых районах Мирового океана. Из -за перелова рыбы уже неоднократно возникал вопрос о запрете промысла в Баренцевом море. Со многими странами, как, например, с Норвегией, у нас общий шельф, общие струи теплого Гольфстрима, общие мигрирующие виды рыб - объекты промысла. В 2011 году установлена новая политическая граница между Россией и Норвегией. Желаемый раздел серой зоны на шельфе побудил некоторых нор­ вежских ученых (Х.-Р.Скьелдал и др.) пойти дальше в научное перекраивание Арктики, в частности, предложено пересмотреть границы больших морских эко­ систем. Новые подходы ликвидируют большую морскую экосистему Восточно­ Сибирского моря, часть Баренцева присоединится к Карскому и т. д. Безусловно, данный вопрос требует дополнительной научной проработки и обсуждения в Российской академии наук. * ** В феврале 2011 г. исполнилось двадцать лет научной кооперации АВИ и ММБИ в Арктике. Взаимовыгодное сотрудничество возникло в атмосфере пере

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz