Труды КНЦ вып.14 (ОКЕАНОЛОГИЯ вып. 1/2013(14))

ставлена в анализе донных осадков и сейсмических профилях. Все рейсы “Полярштерна” были открыты для ученых из многих стран, особенно во время европейских исследований (Weddell ..., 1993) и экологических исследований зоны антарктического морского льда (Ecological ..., 2002). Политические и экономические мотивы полярных исследований ФРГ 1980-х гг. не предполагали исследования потенциальных живых и минеральных ресурсов по отношению к глобальному изменению климата и его взаимодей­ ствию с полярной экосистемой. В ходе так называемой “холодной войны” для западногерманских ученых был закрыт доступ в районы Северного Ледовитого океана, которые находились под контролем Советского Союза. Тем не менее, сразу после первого рейса в Антарктику “Полярштерн” направился в Гренландское море и пролив Фрама. Международный проект “Эксперимент в прикромочной зоне” (MIZEX) стал ис­ торическим началом серии арктических плаваний с многочисленными иностран­ ными участниками. Для круглогодичного слежения за обменом водных масс и биотой между Северным Ледовитым и Атлантическим океанами были выбраны места станций отбора проб в проливе Фрама. В 1980 году для обеспечения на постоянной основе работы зимовочной станции в Антарктике и для осуществления фундаментальных научных исследо­ ваний в полярных областях был создан Институт полярных исследований им. Альфреда Вегенера, с 1986 г. он называется Институт полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (рис. 7). Изначально предполагалось, что в Институте будет работать примерно 100 сотрудников. На данный момент штат служащих составляет около 1000 работников (подробности об АВИ и его дея­ тельности в Арктике см. в статье К.Лохте и С.Хайна в наст. сборнике). Рис. 7. Первое главное здание Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера, открытое в 1986 г. в Бремерхафене. В ходе расширения АВИ было построено или реконструировано несколько дополнительных зданий в различных местах. Архив АВИ Ученые, занимающиеся исследованиями полярных областей из других ин­ ститутов, в частности, из г. Киля, также выиграли от материально-технической инфраструктуры АВИ. Несмотря на то, что Институт быстро стал национальным

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz