Труды КНЦ вып.8 (ЭНЕРГЕТИКА вып.4 1/2012(8)
Грозозащита и заземление на линии 132 кВ организованы по аналогии с ВЛ на деревянных опорах. Имеющиеся тросы заземляются спусками, выполненными из медного многопроволочного проводника. Высота опор составляет в среднем до 18 м. На отремонтированном участке в Норвегии установлены как портальные, так и одностоечные опоры. Грозоупорность таких линий можно анализировать, опираясь на опыт проектирования и эксплуатации деревянных опор. Согласно [2], производитель дает долгосрочную гарантию от повреждения композитных модулей разрядами молнии, а опоры разработаны для сетей до 330 кВ. На одностоечных опорах в Норвегии используются изоляционные траверсы консольного типа. На портальных опорах в качестве траверс применяются композитные балки, к которым прикрепляются подвесные полимерные изоляторы, снабженные арматурой, защищающей от электрических воздействий. В США композитные опоры RStandard удается эффективно использовать в сетях среднего напряжения 7.2 кВ. Авторы [2] указывают на достаточность чередования деревянных и композитных опор в определенной пропорции, что уже повышает эксплуатационные характеристики линий. Такие ограничения объясняются высокой стоимостью композитных стоек. Эксплуатирующая организация считает, что стоимость опор компенсируется низкими затратами на монтаж и обслуживание, а также высокой надежностью конструкций и снижением аварийности. Рассмотренный опыт является наиболее показательным, а опоры RStandard наиболее подходящими для реализации проектов ВЛ высокого напряжения. Другие производители предлагают решения в основном для сетей среднего и низкого напряжения. Электросетевые компании различных стран мира заинтересованы в подобной продукции. В частности, рассматриваются решения по замене деревянных опор на стеклопластиковые в классах напряжения до 220 кВ. Активно опоры RStandard используются и на территории Канады, где сосредоточено их производство. Композитные опоры ВЛ 110-500 кВ в России и вопросы грозоупорности. Канадские модульные стойки применены для опор напряжением 110-220 кВ, а также 330 и 500 кВ, разработанных для России (рис.1) [3, 4]. Адаптацией зарубежных решений занимались специалисты ОАО «ПРОМиК». Новые конструкции имеют в основе стойки RStandard и типовые металлические траверсы. Портальные двухстоечные опоры имеют внутренние металлические связи, придающие конструкциям необходимую жесткость. Через эти же связи организовано заземление троса и траверс. В отличие от аналогичных железобетонной конструкции, каждая внутренняя связь композитной опоры представлена парой канатов. Опора I IIIRS 330-1 в 2011 г. была представлена ОАО «ФСК ЕЭС» на международном железнодорожном салоне «ЭКСПО 1520» и прошла механические испытания на полигоне. На сегодняшний день опыт эксплуатации предлагаемых опор отсутствует. Применять зарубежный опыт было бы некорректно, учитывая его объемы и отличия в исполнении конструкций. Возникает очевидный вопрос о влиянии изоляционных стоек на грозоупорность линий и другие параметры. Существующая нормативная база и учебно-методические пособия опираются на опыт применения железобетонных, стальных и деревянных опор. Композитные опоры можно сравнивать с деревянными - для стоек применяются изоляционные материалы, а тросы заземлены тонкими проводниками. Наличие деревянных траверс существенно повышает импульсную прочность изоляции, что позволяет линиям с деревянными опорами иметь приемлемую грозоупорность при высокой индуктивности пути трос - земля. Очевидно, что индуктивность композитных опор типа RS будет не ниже, чем у портальных деревянных опор. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz