Труды КНЦ вып.8 (ЭНЕРГЕТИКА вып.4 1/2012(8)

Рис. 4. Напряжения на трансформаторе (узел 3) и защитном аппарате (узел 4) Такое положение достаточно хорошо подтверждено экспериментально. В сентябре 2010 года в КНЦ РАН был проведен импульсный обмер ОРУ 330 кВ подстанции ПС-204, что позволило проверить правильность принятых предпосылок в части моделирования волн напряжений и токов при грозовых воздействиях [5, 6]. В результате этих экспериментов была подтверждена возможность развития перенапряжений на подстанции при набегании достаточно крутых волн (у источника фронт составлял 0.03 мкс, на входе подстанции - 0.3 мкс) и достоверность математических моделей развития перенапряжений и их программной реализации. В первую очередь это касается моделирования распространения волн напряжений грозового происхождения в приходящих воздушных линиях и ошиновке подстанции и оценки роли деформации волн за счет поверхностного эффекта в земле и проводах в величине возникающих перенапряжений. Показано, что при расчетах грозовых перенапряжений необходимо учитывать реальные потери в проводах и грунте с учетом скин-эффекта. Были уточнены параметры входных емкостей высоковольтного оборудования и оценка достоверности такой модели. Показано, что реальная входная емкость автотрансформатора отличается от справочной более чем в 2 раза в сторону уменьшении, что существенно влияет на величину и период перенапряжения на нем. Экспериментально доказано, что локальное сопротивление заземления защитного аппарата на ОРУ повышает перенапряжения на защищаемом оборудовании при грозовых воздействиях. Полученные результаты подтверждают, что прорывы молнии мимо тросовой защиты вблизи подхода к подстанции могут привести к появлению недопустимых перенапряжений практически для всех амплитуд токов молнии. Соответственно, первый пролет должен быть защищен от прямых ударов молнии с такой же степенью надежности, как и территория подстанции. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz