Труды КНЦ вып.8 (ЭНЕРГЕТИКА вып.4 1/2012(8)
в период летней навигации. Нефтеналивные суда, следуя вдоль побережья, производят поочередную отгрузку топлива всем населенным пунктам. Дальнейшая доставка топлива от побережья в глубинные пункты производится с использованием автомобильного или гусеничного транспорта, санно-тракторных поездов, иногда - воздушного транспорта. Сбор, обобщение и анализ информации о затратах на перевозку топлива различными видами транспорта позволили установить, что из-за повышенных расходов на местные перевозки цены на топливо существенно возрастают. При перевозках автомобилями - в 1.2-1.5 раза, морскими судами - в 1.3-1.8, бездорожным транспортом - в 1.5-2.5, а при использовании авиации - в 3 раза и более по отношению к отпускной цене на опорных базах топливоснабжения. Себестоимость электроэнергии на дизельных электростанциях (ДЭС). Составляющими годовых эксплуатационных расходов на дизельной электростанции являются затраты на топливо, заработную плату, амортизацию, текущий ремонт и прочие расходы. В таблице 1 приведены удельный расход топлива, численность обслуживающего персонала, норма амортизационных отчислений и удельные капиталовложения, которые были использованы при выполнении расчетов себестоимости энергии. Число часов использования в году установленной мощности ДЭС принято равным 3000. Затраты на дизельное топливо с учетом расходов на местный распределительный транспорт приняты в пределах 24-28 тыс. руб/т у.т. (34-40 тыс. руб/т). Результаты расчета себестоимости электроэнергии при указанных исходных данных представлены на рис.2. Из него видно, что при мощности ДЭС от 50 до 500 кВт себестоимость энергии составляет 13-20 руб/кВтч. Основным мероприятием, направленным на снижение стоимости вырабатываемой электрической энергии, может служить экономия дорогостоящего топлива, в том числе за счет использования местных возобновляемых источников энергии (ветра, солнца, малых рек, приливов и др.). Таблица 1 Показатели работы дизельных электростанций [1] Число жителей в населенном пункте, чел. Мощность ДЭС, кВт Удельный рас ход топлива, г у.т/ кВтч Числен. персонала, чел. Норма аморт. отчисл., % Удельные капиталовложения тыс. руб/кВт 20 20 460 2 20 23 50 50 428 3 17 17 100 100 410 5 15 13 200 200 395 7 13 10 500 500 383 14 10 7.5 Себестоимость тепловой энергии, вырабатываемой на котельных установках. Тепловая нагрузка малых населенных пунктов с числом жителей до 500 чел. не превышает 2.5 Гкал/ч. В связи с этим рассмотрение вариантов теплоснабжения таких потребителей в данной работе было проведено на примере следующего мощностного ряда котельных установок: 0.05, 0.10, 0.25, 0.5, 1.0, 2.5 Гкал/ч. Составляющими годовых эксплуатационных расходов котельных установок являются затраты на топливо, заработную плату, амортизацию и текущий ремонт и прочие расходы. Затраты на привозное топливо зависят от удаленности потребителей и состояния дорожно-транспортной сети. В 2012 г. оптовая цена на дизельное топливо достигла 26-27 тыс. руб. за тонну, на мазут 12-14 тыс. руб/т, на уголь 1800-2100 руб/т. С учетом расходов на местный распределительный транспорт стоимость топлива существенно возрастает. 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz