Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

Теоретические и методические наработки этого периода позволили в дальнейшем обратиться к изучению политики РФ в отношении коренного населения Севера и Арктики в целом. При этом в силу ряда обстоятельств к настоящему моменту сформировалась определенная специфика реализации этих работ в ЦГП КНЦ РАН: острота и многолетняя неразрешенность социально-экономических проблем коренных народов Российского Севера определили приоритетность изучения именно социально-экономических аспектов политики, а ограниченные возможности сотрудников ЦГП КНЦ РАН осуществлять исследования за пределами Кольского п-ова обусловили выбор Мурманской обл. в качестве модельного региона. За период с 2007 по 2012 гг. в этом направлении был выполнен целый ряд проектов, в том числе в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН, в сотрудничестве с зарубежными партнерами и при поддержке РГНФ. В обобщенном виде наиболее значимые результаты этих работ сводятся к следующему [Виноградова 2006, 2010, 2012; Стратегические., 2011]: 1. Выявлено, что политика большинства регионов Севера РФ, в том числе и Мурманской обл., в отношении коренных малочисленных народов является политикой либерального минимализма и характеризуется неадекватностью критической ситуации в сфере социально-экономического положения коренного населения, фрагментарностью, неразвитостью региональной составляющей в общей государственной стратегии. 2. Проанализированы нормативно-правовые аспекты регулирования положения коренного населения Севера и Арктики РФ. Выявлена недостаточно высокая степень проработанности правовой базы на федеральном и низкая степень ее проработанности на региональном уровне, в том числе в Мурманской обл. 3. Проведен анализ зарубежного опыта формирования политики в отношении коренного населения Севера. Определена целесообразность применения в российских условиях механизмов, подтвердивших свою эффективность на зарубежном Севере: ориентация политики на развитие традиционных аборигенных хозяйственных практик; ее реализация через институциональные механизмы, основными из которых являются возвращение аборигенным сообществам права на распоряжение территориями традиционного природопользования и их ресурсами. 4. Разработаны принципы и механизм формирования и реализации политики РФ в отношении коренных народов Севера и Арктики. В качестве основного предложен принцип социально-экономического партнерства коренных сообществ, доминирующего некоренного населения, государства и бизнеса для обеспечения коренным народам возможностей по реализации их этно-экономических интересов. Механизмом его реализации должно выступать развитие институциональной среды. Показателем высокого уровня проводимых в ЦГП КНЦ РАН исследований является включение в 2008 г. результатов по разработке основ формирования региональной политики в отношении коренных малочисленных народов Кольского Севера в важнейшие научные достижения РАН (исполнитель - С.Н.Виноградова), а также участие в разработке Концепции и проекта «Стратегии социально-экономического развития Мурманской обл. до 2025 г.» в части анализа положения коренных малочисленных народов Севера на территории Мурманской обл. и предложений по его улучшению (отв. исполнитель - С.Н.Виноградова). В ходе указанных работ были выявлены основные позитивные и негативные тенденции последних лет в развитии коренных народов на территории Мурманской обл., предложены основные стратегические цели региона в отношении данной группы населения, главные 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz