Труды КНЦ вып.12 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.3 1/2012 (12))

В 1997 гг. в МЦНКО КНЦ РАН началась работа по подготовке региональной Концепции о правовом статусе коренных малочисленных народов Севера и статусе территорий традиционного природопользования Мурманской обл. Были проведены рабочие встречи с представителями регионального правительства, консультации с зарубежными специалистами. Кроме того, были подготовлены поправки к Проекту Устава Мурманской обл., касающиеся коренных народов региона (отв. исполнитель - Н.Н.Гуцол). В том же году по заказу Комитета по науке, культуре и образованию Мурманской областной думы проводилась работа по подготовке проекта Закона «Об основах регионального регулирования возрождения и социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера и других этнических групп, ведущих традиционный образ жизни, Мурманской области» (руководитель - В.П.Петров). Проект Закона был представлен на рассмотрение Комитета в декабре 1997 г. [Отчет..., 1997]. К сожалению в тот период данные работы не получили практического развития: разработка Концепции была прервана, а Закон так и не был принят.5 В дальнейшем круг задач, решаемых по данному направлению, был пересмотрен. Пришло понимание, что проблемы коренных народов необходимо решать не только в правовом поле, но и с позиций формирования соответствующих механизмов регионального управления и политики развития региона в целом. Первые работы в этом ключе осуществлялись в период с 2002 по 2006 гг. и были направлены на разработку теоретических и методических основ формирования политики Мурманской обл. в отношении коренных малочисленных народов Севера на региональном рынке труда. В качестве теоретической базы исследования был выбран институциональный подход, в рамках которого экономика рассматривается как часть общественной жизни, что предполагает обязательный учет социальных, в том числе этнических, факторов, а также предусмотрен переход от абстрактных экономических моделей к конкретным механизмам и структурам институционального регулирования [Виноградова, 2004, 2005а]. В ходе указанных работ было обосновано наличие аборигенного сегмента рынка труда в регионах Севера, возникающего в результате влияния этнического фактора на формирование его структуры. Обоснована необходимость осуществления особой региональной политики в этом сегменте, разработаны принципы и механизмы реализации такой политики, а также конкретные рекомендации по улучшению ситуации в Мурманской обл. Результаты были обобщены в диссертации на соискание ученойстепени кандидата экономических наук «Формирование политики северного региона на рынке труда в отношении коренных малочисленных народов (на примере Мурманской обл.)», успешно защищенной авторомданной статьи в 2006 г. 5Неоднократные попытки в течение 1990-х гг. принять закон о правах и гарантиях коренных народов Севера, проживающих на территории Мурманской обл., остались нереализованными. В последние годы этаработа возобновилась и в 2008 г. Мурманским Центром коренных народов Севера был разработан и представлен на рассмотрение в администрацию Мурманской обл. соответствующий законопроект. Однако в ходе утверждения документ был подвергнут кардинальным изменениям и в конечном итоге принят Мурманской областной думой как «Закон о государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера в Мурманской обл., осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности и традиционные промыслы». При этом была утрачена основная суть законопроекта: статьи, определяющие исключительные права коренных малочисленных народов Севера на территории Мурманской обл., исключены, а право принятия основных решений по жизненно важным для коренных сообществ вопросам, например по вопросам сохранения родного языка, закреплено за органами регионального и местного управления. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz